evan_gcrm (evan_gcrm) wrote,
evan_gcrm
evan_gcrm

Современное искусство

Оригинал взят у ivanov_petrov


Современное искусство – это своего рода альтернативная религия для атеистов.

Художник Фрэнсис Бэкон однажды сказал: когда человек сознает себя как случайность в общей системе вещей, ему остается только «найти себе какое-нибудь развлечение».
А затем добавил: «Живопись, как и искусство в целом, превратилась в игру, способ отвлечься… и художник должен усложнить игру, чтобы быть на высоте».

/Сара Торнтон | Семь дней в искусстве/


Институциональная самостоятельность классического искусства складывается из взаимодействия творцов и публики, точнее говоря, из:

(1) авторской художественной деятельности (композиторов, писателей, художников и т.п.)
(2) значительного числа произведений, настолько содержательных, что они, переходя от поколения к поколению, способны жить собственной исторической жизнью («биография» портрета Моны Лизы Леонардо да Винчи длится уже более 500 лет), и
(3) публики, умеющей относиться к этим произведениям не как части гражданского или религиозного ритуала, не как к иллюстрациям к чему-то (например, к книгам или религиозным учениям), не как к элементам украшения — храма, дворца, городской площади, кабинета, ресторана, жилой комнаты и т.п., а как к особого рода текстам, имеющим самостоятельную ценность и собственную историю существования.



Так понимаемое «искусство» — исключительно европейское порождение.

Его формирование длилось два-три столетия, причем каждое из искусств институциализировалось самостоятельно и в свое время, но важно заметить, что все три перечисленные выше составляющие одного вида искусства как института формировались одновременно и образуют искусство как институцию лишь в этом триединстве (авторство — художественный фонд произведений данного искусства — публика).

Таким образом, в своей наиболее зрелой форме институт классического искусства включал в себя: опытную в восприятии искусства публику, руководимую профессиональными критиками, а также авторов (творцов), чья подготовка обеспечивалась профессиональным образованием, и обширный корпус художественных произведений, которые создавались с учетом сложившихся критериев «художественности».

Эти критерии служили не столько отсеву технически слабых любительских сочинений, сколько тому, чтобы удерживать композиционное и стилистическое единство корпуса художественных текстов, обеспечить «узнаваемость» их в восприятии публики.

Классическое искусство, следовательно, существовало в рамках двух противоположных требований — новизны и повторности.
Причем, чем шире и разнообразнее становилась публика (во второй половине XIX века), тем менее квалифицированной она была в целом, и тем важнее для сохранения художественной коммуникации — из указанных двух условий — становилась повторность.

Новичок-зритель, читатель или слушатель легче воспринимает и переживает знакомое.
Следовательно, консерватизм авторов в выборе художественных тем, образов, средств был оправдан коммуникативной ситуацией в рамках позднего классического искусства.
В художественном мире эта тенденция была определена как «академизм».




Искусство — это не вещи, а взаимоотношения (коммуникация) по поводу этих вещей.

И решающими здесь являются свойства институций, в рамках которой эта коммуникация осуществляется.

В состав функций арт-рынка входит не только быть площадкой (галерея, музей), где публика видит, слышит, осязает, иногда даже обоняет «вещь» искусства.
Но также и площадкой, на которой складываются договоренности относительно значения этих вещей и их цены.
В современной культуре, где нет представлений о «возвышенном» и «вечном», автор не может найти себе оправдания в том, что его создание будет понято позже: вещь, слишком сложная для непосредственного восприятия, не удержится в потоке других, более «дружественных» зрителю.

Единственным фактом, свидетельствующим о признании автора и его художественной «вещи» и о степени этого признания является покупка.



Арт-рынок — это социальное пространство, где сообщество создателей, покупателей, посредников и организаторов этого пространства посредством целого комплекса общественных инструментов (галерей, выставок, конференций, публикаций и т.п.) совместно устанавливают, считать ли данный артефакт вещью искусства, каково его значение в рамках арт-рынка и его цена.
Эта цена, устанавливаемая арт-рынком, задает не только сумму, за которую данную вещь можно купить, но и ориентировочно сумму, за которую ее можно будет потом продать.

В обеспечении этой обращаемости «вещи» современного искусства и состоит, быть может, основная задача арт-рынка.



Современный арт-рынок еще использует в отношении себя название «искусство».
Этот перенос термина из эпохи классики имеет смысл постольку, поскольку в публике все еще хранится унаследованное от прошлого отношение к искусству как области возвышенной, где преобладает бескорыстие и красота.

Но сам арт-рынок устроен иначе.

В частности, он принципиально не обозначает свои критерии и границы.
Это значит, что предметом современного искусства может оказаться самая неожиданная вещь, если она будет маркирована рынком как особенная («эксклюзивная») и дорогая, а по содержанию своему способная удивить, позабавить, развлечь. Арт-рынок хочет выглядеть сферой, которая возвышается над массовой культурой.
Но для этого у него всего лишь один критерий: исключительность как в отношении цены, так и в отношении экземплярности (должна быть вещь, которая может быть истолкована как единственная в своем роде).

Все, что не принято арт-рынком, остается в сфере массовой китч-культуры.

/Марк Найдорф | ПОСЛЕ КРИЗИСА/






Tags: Картина мира, Культура, Мнение, Человеческий мир
Subscribe
promo evan_gcrm february 9, 22:43 76
Buy for 20 tokens
Жизнь - лукавое обольщение, желанная сладкая ложь, а смерть - неожиданная горькая правда, которой лучше вовсе не знать. А узнав, отменить усилием воли и забыть навсегда. Из всех искусств, которыми следует овладеть мудрому человеку, важнейшим является искусство самообмана: пока…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 21 comments