evan_gcrm (evan_gcrm) wrote,
evan_gcrm
evan_gcrm

Переживание конца

Оригинал взят у anti_tanatos


Исходя из убеждения в реальности только целого, Гегель счел сознание человеком своего существования иллюзией и, как следствие, сразу вышел на истолкование экзистенциального переживания конца (и, соответственно, страха смерти) в качестве свидетельства движения к знанию реальности, свидетельства постижения истины целого и собственного небытия.
А это истолкование, важно отметить, эффективный прием уклонения от переживания конца, потому что тот, кто убежден в реальности только целого, заметить уклонение не в состоянии.
Он полагает: раз я знаю о нереальности всех единичных вещей, включая меня самого, значит не уклоняюсь – познаю, переживаю свое личное небытие, «претерпеваю» его, «смотрю в лицо» ему.


И Гегель еще усилил этот прием, приписав целому атрибут духовности и изобразив весь путь познания его человечеством как процесс, в коем переживание конца играет ключевую роль. Проходимый человечеством путь есть, по Гегелю, процесс саморазвития так называемой «абсолютной идеи» от простейших мыслей до мысленного «воплощения» целого.
На пути саморазвития «идея» всё более становится духом, начиная как раз с того момента, когда человек сознает свою подлинную смертность (конечность).
С этого момента жизнь человека – жизнь духа, а жизнь человечества – свободный ответ на вызов смерти (история). Завершается саморазвитие «идеи» в размышлениях отдельных «мудрецов», после того как вызов исчезает (история кончается).

Именно с формулировки концепции переживания конца Гегель и начал свою деятельность в первые годы XIX века. И есть основания полагать, что она – исток всей его философии.

«Смерть, если мы так назовем упомянутую действительность, есть самое ужасное, и для того, чтобы удержать мертвое, требуется величайшая сила. Но не та жизнь, которая страшится смерти и только бережет себя от разрушения, а та, которая претерпевает ее и в ней сохраняется, есть жизнь духа. Он достигает своей истины, только обретая себя самого в абсолютной разорванности. Дух есть эта сила не в качестве того положительного, которое отвращает взоры от негативного, подобно тому, как мы, называя что-нибудь ничтожным или ложным, тут же кончаем с ним, отворачиваемся и переходим к чему-нибудь другому; но он является этой силой тогда, когда он смотрит в лицо негативному, пребывает в нем. Это пребывание и есть та волшебная сила, которая обращает негативное в бытие».*

Для полноты понимания здесь нам необходимо иметь в виду, что Гегель придерживался традиционого представления о существовании человека как его пребывании в мире, а небытие человека в мире, то есть то будущее, которое никогда не стает для него настоящим, обозначал терминами «мертвое» и «негативное». Негативное, взятое само по себе, безотносительно к человеку (небытие вообще), есть, по Гегелю, ничто.

Отсюда, разумеется, следует, что до понятия «собственное существование» Гегель не дошел, а потому его концепция переживания конца ложна: мыслить конечным свое бытие в мире логически невозможно. На эту простую истину обратил внимание еще Кант в 1798 году.**

Сам Гегель не замечал именно потому, что его концепция является, как уже было сказано, средством уклонения от переживания конца. Гегель декларировал способность «удерживать мертвое», «претерпевать смерть», «смотреть в лицо негативному» и – не более того, то есть жил спокойно, сохраняя иллюзию бессмертия.

Тот, кто действительно близок к переживанию конца, неизбежно выходит на понимание принципиальной невозможности удерживаться в этом переживании, претерпевать его и, стало быть, примириться с ним.
У такого человека при чтении Гегеля невольно возникает вопрос: если «самое ужасное» претерпевается, то есть переживается сколь угодно продолжительное время (успешно, благополучно), то – в чем его ужас?
И – какая же тогда в нашем мире возможна катастрофа?

Вот как формулировал этот вопрос Хайдеггер: «…“жизнь абсолютного духа” означает лишь одно – выносить и претерпевать смерть. (Но такая смерть никогда не делает положение серьёзным: невозможна никакая καταστροφή, никакое крушение и разрушение – всё уловлено и сглажено. Всё уже безусловно обеспечено и устроено)».



* Гегель Г. Сочинения в 14 томах. Т. 4. М., 1959. С. 17
** «Мысль: меня нет вообще не может существовать; ведь если меня нет, то я и не могу сознавать, что меня нет. Я могу, конечно, сказать: я нездоров и т. п., предикаты относительно себя самого я могу мыслить отрицательными (как это бывает при всех verbis), но если, говоря в первом лице, отрицают самый субъект, то в таком случае субъект сам себя уничтожает, и это есть противоречие» Кант И. Сочинения в 6 т. М., 1966. Т. 6. С. 401 – 402.



Первым философом, который в истолковании экзистенциального переживания конца вышел за пределы представления о человеческом существовании как пребывании в мире (и значит, за пределы естественной установки), был Кьеркегор.
В отличие от Гегеля, он счел переживание конца переживанием, не имеющим ровно ничего общего с переживанием небытия в мире.
В философию было введено принципиально новое понятие.

В 1844 году в работе «Понятие страха» Кьеркегор обратил внимание на знание человеком страха двух видов: один имеет в мире свою причину, предмет, то бишь это страх чего-то (боязнь), другой предмета в мире не имеет и в этом смысле являет собой страх ничто.

Согласно основоположнику идеалистической диалектики Платону, «рассуждая, мы уже «движемся», поскольку разворачиваем слово мысль, и «покоимся», поскольку фиксируем фрагменты нашего движения в понимании, и одновременно отождествляем/различаем». Страх ассоциируется с Ничто, превращающимся в Нечто.



Как выражается Кьеркегор, «Ничто, являющееся предметом страха, в то же время всё больше и больше превращается в Нечто. Это не такое Ничто, к которому индивид не имеет никакого отношения, но Ничто, поддерживающее живой союз с неведением невинности».
Страх связан с «внутренним бытием» (Innerlichkeit), которое в протестантской этике, в рамках которой работает Кьеркегор, связано с понятием греха.
Само вопрошание о «греховном» значит уже уничтожение блаженства неведения. Невинность как бы сама генерирует страх как влечение к незнаемому, невинность есть «ужасное ничто неведения».

В качестве примера страха ничто можно указать на чистые (не связанные с какими-либо опасениями) тревогу, скуку, тоску, а также страх, упоительный, сладостный. И вот одним из вариантов переживания ничто в этом самом, далеком от гегелевского, смысле Кьеркегор и увидел переживание конца.

Каким образом обосновано вИдение?

Кьеркегор решает проблему в рамках новозаветной этики, то есть на основе отождествления переживания конца с возмездием за грех*. Как следствие, оно оказывается результатом грехопадения, утратой невинности, а грехопадение – событием, неизбежным без причины, спонтанным, обусловленным неустойчивостью состояния невинности, или, точнее, неведения невинности (осознание невинности – это уже грехопадение). Неустойчивость имела место потому, что невинность неотделима от упоительного страха, тайно влекущего индивида к возмездию, а значит, и от порождающего этот страх Ничто.

Распад классического мировоззрения, демонстрируемый С. Кьеркегором, породил новый категориальный аппарат. Это хорошо видно в приведенной схеме. Взамен привычных понятий «идея», «разум», «бытие» Кьеркегор использует слова обыденного языка, давая им новое содержание.

Кьеркегор предлагает следующую схему качественной диалектики развития человека:



Итак, говоря о переживании конца как переживании Ничто, Кьеркегор имеет в виду не реальное будущее, которое никогда не станет настоящим («негативное»), а переживание, обусловленное исключительно личным, собственным существованием Адама и вслед за ним каждого индивида.
«Это не такое Ничто, к которому индивид не имеет никакого отношения, но Ничто, поддерживающее живой союз с неведением невинности»**.

Как замечает С. Кьеркегор, "невинность – это не какое-то совершенство, к которому следует стремиться вернуться; ибо только стоит пожелать её себе – и она потеряна (…) Невинность – неведение."



* «Возмездие за грех – смерть» (Рим. 6 : 23).
** С. Кьеркегор. Понятие страха. М., Республика, 1993. С. 161.




Смерть связана с... верой в смерть.
Старость - это болезнь.
Молекулярные механизмы старения
Осознание смерти.
Смерть и жизнь.
О старости
Старение — это медленное ТЛЕНИЕ
Квантовая альтернатива старению.
Последняя ступень.
Лики смерти.
Выбор Сенеки.
О смерти.
Жизнь после смерти.



День мертвых
Путеводитель по вечной жизни
На пути к бессмертию
Вторая молодость.




Tags: Мнение, Смерть
Subscribe
promo evan_gcrm february 9, 22:43 76
Buy for 20 tokens
Жизнь - лукавое обольщение, желанная сладкая ложь, а смерть - неожиданная горькая правда, которой лучше вовсе не знать. А узнав, отменить усилием воли и забыть навсегда. Из всех искусств, которыми следует овладеть мудрому человеку, важнейшим является искусство самообмана: пока…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments