evan_gcrm (evan_gcrm) wrote,
evan_gcrm
evan_gcrm

Тронул фигуру – ходи

Оригинал взят у verbarium


ШАХМАТЫ:
Шахматы через века...

Шахматы, при всей сложности и кажущейся безграничности мыслительных комбинаций, все же ограничены жесткими игровыми правилами (количеством фигур, полей на доске, правилами рокировки, ходов фигур и т.п.).
Главное, несмотря на обилие разнонаправленных игровых ситуаций, шахматы всегда предполагают только одного, хотя бы и множественного, партнера, одного противника, хотя бы и себя, то есть одного воплощенного второго. И один из трех возможных исходов как результат партии.
Психология игры не многополярна, а двуполярна: я и мир, я и они.

В таком искусственно упрощеннном варианте жизни действительно можно иногда присесть и отдохнуть.


В игру часто вступают не для того, чтобы снять напряжение, а наоборот, чтобы развить внутренний конфликт и перевести его из игрового в реальный план.

Не исключено, что ментальное и материальное обострение в мире, физический или духовный конфликт, часто спровоцированы этим бегством в упрощение как в этическую и религизную войну.
Онтологическая дихотомия игры, синтезирующая мир в биполярных категориях, предоставляет такую возможность агрессивного взаимодействия.

Искусство же (творчество) не предполагает такой возможности упрощения. Внутри него нет экзистенциального протвостояния, нет конечного результата, нет ничьей, его нельзя перенести или отложить: оно продолжается, пока продолжается жизнь.
Вся его противоречивая внутренняя среда объединена личностью автора. Многозадачность игровых комбинаций и внутренняя диалектика творческого акта снимают вражду упрощений.
Но быстро истощают силы творца.

Искусство слова (музыки, живописи), при наличии некоторых условностей и правил, все же бесконечно произвольно и уникально в своей произвольной сложности, потому что одновременно с игрой оно – синхронно – создает и правила этой игры.
Которые безболезненно могут быть отменены уже в следующем ходе творческого воображения. Художник поэтому часто вынужден искать, после напряженного сеанса разыгравшейся фантазии, искусственного сдерживания себя, бесконтрольно развертывающейся в его сознании сложности мира, и он находит это сложное упрощение в шахматной или другой интеллектуальной игре, ограниченной игровыми условностями.

Строго говоря, ментальная вселенная шахматной игры, пространственно ограниченная краями доски, всегда стремится к расширению, т.е. стремится нарушить ее границы и перевести комбинацию фигур из пространства воображения в физическую плоскость, она всякий раз обрушивает игрока в бездну онтологического противоречия, и этим представляет опасность для игрока-профессионала.

К преодолению границ условности игры, "сыграть взаправду", всегда стремится каждый настоящий игрок, но он знает, где остановиться, чтобы не нарушить глобального правила Игры.

Видимо, существует множество пересекающихся и повторяюшихся правил игры и правил искусства.
Иногда они совпадают, иногда противоречат друг другу, Но одно правило для искусства и для искусства шахматной игры остается общим и неизменным: тронул фигуру – ходи ею.
Не забывая ограничивать себя и мир границами воображения.





Это вероятности "выживания" фигур и пешек в шахматной партии, посчитанные по базе из 2.2 миллионов (!!!) турнирных партий.

Довольно неожиданно, но, если вдуматься, логично.

В битве лучше всего быть королем, но если уж не так повезло - тогда пешкой где-нибудь с краю.




Tags: Картина мира, Культура, Мнение
Subscribe
promo evan_gcrm december 21, 20:08 13
Buy for 20 tokens
Общий закон для Докинса - закон, согласно которому вся жизнь эволюционирует путем дифференциального выживания реплицирующихся сущностей; «вид жизни», который применяется к живым существам повсюду во Вселенной. Основополагающим элементом, основным двигателем всей жизни, является…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 49 comments