evan_gcrm (evan_gcrm) wrote,
evan_gcrm
evan_gcrm

Оптическая активность «живой» природы



Первым, кто научно обосновал природу «дисперсии света» – цветных полос, появляющихся при разложении белого солнечного цвета оптической призмой, – был основатель классической механики англичанин Исаак Ньютон (1643-1727).

Он считал, что белый солнечный свет есть сумма световых лучей, обладающих различной силой преломления. Аналогично ступеням музыкальной октавы он различал в спектре солнечного света семь областей (красный – оранжевый – жёлтый – зелёный – синий – индиго – фиолетовый), воспринимаемых человеческим глазом как цвета радуги.
До нас дошёл несколько уточнённый в последствии состав спектра: красный – оранжевый – жёлтый – зелёный – голубой – синий – фиолетовый.




Не менее важным, если не сказать больше – принципиально иным, вызвавшим так и не стихшую до сих пор полемику в научном сообществе, стало «Учение о цвете», опубликованное в 1810 году великим немецким поэтом и естествоиспытателем Иоганном Вольфгангом Гёте (1749-1832). Нужно сказать, что сам автор ценил свою работу по цвету много выше своего поэтического творчества.

При рассмотрении предметов через оптическую призму Гёте заметил цветные полосы, появляющиеся на границе областей светлого и темного. Это открытие натолкнуло его на вывод, который стал основой его учения о цвете. Великолепие спектральных цветов, по мнению Гёте, это исключительно игра противоположностей – света и тьмы.
Наличие двух противоположных полюсов – это существенная характеристика цветов в самых различных их проявлениях.



Гёте считал, например, что за создание цвета ответственна сама призма, а не свет, сквозь неё проходящий, а также что темнота это не отсутствие света.

Гёте рассматривает все явления, связанные с цветом, исключительно с позиций воздействия цвета на человека: физиологическое и психологическое. Его теория намного глубже Ньютоновой, являющейся чисто физической теорией, – отмечал Рене Юиг в своем докладе на конференции «Царство цвета», состоявшейся в августе 1972 г. в Асконе (Швейцария).
Объясняя психологический эффект и подчёркивая ту роль, которую играет цвет в драме света и тени он попытался обосновать возрождающийся сегодня интерес специалистов к теории Гете, в свое время не оценённой по заслугам.

Несколько позже два не менее известных француза – Лу Пастер (1822-1895) и Пьер Кюри (1859-1906) исследуя кристаллы, фактически дополнили друг друга в своем результате тем, что научно обосновали ключевую идею Гёте об оптической активности «живой» природы.

/Эдуард Афонин/



Годный конспект книги по теории цвета Иоганеса Иттена «Искусство цвета».




Tags: Интересное, Культура, Сознание
Subscribe
promo evan_gcrm december 21, 20:08 13
Buy for 20 tokens
Общий закон для Докинса - закон, согласно которому вся жизнь эволюционирует путем дифференциального выживания реплицирующихся сущностей; «вид жизни», который применяется к живым существам повсюду во Вселенной. Основополагающим элементом, основным двигателем всей жизни, является…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments