evan_gcrm (evan_gcrm) wrote,
evan_gcrm
evan_gcrm

Моделирование транспортной связности цивилизации

Оригинал взят у apxiv в Моделирование транспортной связности цивилизации
Now what have we learned, boys and girls?
   Любая государственность и само существование городов прямо зависят от уровня транспортной связности. Только благодаря транспорту и путям сообщения цивилизация может собирать с больших территорий разнообразные полезные ресурсы - вещества, энергию, информацию, - аккумулировать и концентрировать их для решения больших задач.


  Фактические (а не нарисованные на карте) границы государств определялись пределом реальной доступности. Ведь если нет нормальных путей сообщения, по которым могут массово перемещаться товары и войска, то нет и транспортной связности, без которой никакой государственности быть не может. Курьеры с указами могут доехать, но без экономической и силовой компоненты грош цена этим указам; богатые источники ресурсов будут известны, но вывезти их нерентабельно: "овчинка выделки не стоит", "за морем телушка полушка, да рубль перевоз", "дороги дороги, но бездорожье дороже" и т.п.
 С глубокой древности и вплоть до первой половины 19 века, когда появились железные дороги, не было никаких рентабельных альтернатив водным путям сообщения (морским и речным), которые дополнялись короткими сухопутными участками - "волоками" между речными путями.
 Логистический анализ и моделирование коммуникаций цивилизации вызывают сложности по двум причинам.
 Во-первых, это непривычный для большинства подход к изучению истории и приходится оперировать информацией из широкого спектра областей знания, но при желании и настойчивости навыки приобретаются относительно быстро, поскольку всё наглядно и интуитивно понятно.
 Во-вторых, и это главная проблема, очень сложно найти ту самую нужную детальную информацию, в том числе и картографическую.
  Разберём на примере древней греко-римской цивилизации, которая породила современную "западную" цивилизацию.
 Сначала Великая греческая колонизация решила проблему перенаселенности греческих поселений путем отправки лишнего населения подальше для образования новых колоний, которые должны были кормить метрополию:
древняя Греция

 В результате обозначенные красным цветом греческие полисы распространились на большой территории (схема весьма тыкабельна):

Средиземное море колонизация
 Желтым обозначены колонии финикийцев, серым - прочие.
 Обращаю особое внимание на то, что греки не удалялись далеко от береговой линии, то есть категорически доминировал именно морской транспорт.
 Поток ресурсов из древнегреческих колоний в метрополию:
древняя Греция
 Все остальные найденные карты и схемы по древней Греции посвящены многочисленным войнам.
 По древнему Риму, который принял эстафету у древней Греции, даже такие простенькие схемы долго не удавалось обнаружить.

Одного взгляда на следующие схемы Римской империи достаточно, чтобы убедиться в принципиальной невозможности существования этого государства без морского транспорта, который обеспечивает связность территорий :

Римская империя 117 г.

 Для логистического анализа коммуникаций Римской империи потребуется совместить рельеф местности

с судоходными реками Европы с поправкой на древние реалии,
Европа речной транспорт
а также добавить к ним сухопутные дороги Римской империи и, главное - морские пути сообщения, которые к сожалению видны здесь очень плохо:
карта Римской империи
Если теперь добавить информацию о характеристиках конкретных маршрутов, характере и интенсивности товаропотоков, то можно будет сделать обоснованные гипотезы и выводы по истории отдельных городов и регионов в общей системе коммуникаций.  Прямо скажу, непростая задача, зато обоснованность и проверяемость выводов будут на должном уровне в отличие от бла-бла гуманитариев.
 На наше счастье существует замечательный проект Стенфордского университета (США) по моделированию коммуникаций Римской империи, на этом скриншоте хорошо видна единая транспортная сеть:
римский транспорт
Интерактивный проект Стенфордского университета ORBIS http://orbis.stanford.edu/ предоставляет возможность моделировать пути сообщения Римской империи между любыми городами, выбирая различные опции с учетом сезонных особенностей,  широкий спектр режимов и транспортных средств и ещё много чего интересного.
  Кроме длины выбранного маршрута в километрах и времени в днях пути даются очень важные характеристики стоимости перевозки 1 кг груза и 1 пассажира в серебряных денариях, которые позволяют сравнить рентабельность разных маршрутов.
 ORBIS дает возможность убедиться в том, что вовсе не расстояния, а время и стоимость/энергозатраты являются основными факторами, определяющими выбор коммуникаций и интенсивность их использования, почему "время-деньги", почему именно так размещаются на местности пути сообщения и обслуживающие их города и т.п.
 
Tags: Человеческий мир
Subscribe
promo evan_gcrm february 9, 22:43 76
Buy for 20 tokens
Жизнь - лукавое обольщение, желанная сладкая ложь, а смерть - неожиданная горькая правда, которой лучше вовсе не знать. А узнав, отменить усилием воли и забыть навсегда. Из всех искусств, которыми следует овладеть мудрому человеку, важнейшим является искусство самообмана: пока…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments