evan_gcrm (evan_gcrm) wrote,
evan_gcrm
evan_gcrm

Логистическая теория цивилизации

Оригинал взят у apxiv

Посмотрите на картинку, иллюстрирующую, как товары со всего бассейна реки стекаются в город-порт у моря. Порт - по речным путям - становится аккумулятором богатства всего региона вплоть до водоразделов.

837674963

Теоретически, именно города-порты должны были стать центрами всего, в том числе, и государств. Насколько все серьезно, можно понять из карты бассейна Волги. В Астрахань (сердце Орды), в конечном счете, стекается ВСЁ.

VolaVolga1

А вот северо-запад России, и ВСЕ товары региона когда-то сплавлялись исключительно водными путями (дорог там и сейчас немного). Финальные города в устьях должны буквально благоухать благополучием!

andom3

Однако столиц на побережьях - кот наплакал. Есть такое утверждение: цивилизация начиналась на реках, а море - финальная часть развития. Налицо противоречие.

БЫКА - ЗА РОГА
Есть бассейн реки. Там растят рожь, теребят коноплю и лен, содержат кур и кое-как одомашненных гусей, ковыряют мелкие домашние шахты, извлекают из руды медь да лепят горшки.
Есть город-порт, имеющий возможность аккумулировать богатства, но не имеющий значения до тех пор, пока не началось каботажное плавание.
И есть соседние бассейны - там, за водоразделами, - реки, ведущие в иные края, часто в иных климатических зонах, а потому богатые самыми экзотическими товарами. Хороший пример - найденная недавно трансконтинентальная сеть, поставлявшая превосходные кремневые ножи из одного-единственного карьера в самые удаленные уголки Европы - еще до городов-портов.

ПРЕПЯТСТВИЕ
На пути из реки в реку по суше всегда лежит водораздел. Надо или на быках тащить, или на себе. Обычно водоразделы это высокое место, где много мелких ручейков и всегда свежая трава - джайляу, идеальное место для скотоводчества. Пахарю там делать нечего, рыбаку - тем более, а вот кочевнику-скотоводу - в самый раз. Внизу и трава быстрее жухнет, и за потраву полей могут привлечь, а здесь - и водопои, и трава, и безлюдье.
Для скотовода это его родовая земля и всякий, кто попытается пройти по ней (а тем более сделать бизнес) без бакшиша, получит в лоб (я со товарищи, чтобы пройти на ту сторону в одном из таких укромных местечек, платил. Нет, сначала мы заартачились, но потом оказалось, что без помощи местных - никак). Москва стоит аккурат на таком месте; именно здесь лежит водораздел, соединяющий перевозами с десяток крупных рек во все концы Восточной Европы.

0205 moskwa

Теоретически, все водоразделы Европы (и не только) должны представлять из себя специфические "места силы", населенные теми, для кого это географическое положение - основной источник благосостояния. Вот, кстати, реки Швейцарии - в Италию, к Венеции, на юг Франции, на север той же Франции, в Германию, Австро-Венгрию... - чем не Москва?

elbetia-xartis

Обратите внимание, где пролегает граница Чехии - строго по водоразделам. Просто раньше там стояла племенная таможня, а сейчас - государственная.

Чехия

Думаю, все старые границы именно таковы (все, что начертано по центру реки, типа Амура, - молодое). И, разумеется, в таких гористых местах должен образовываться свой центр влияния, своя таможенная столица. Такая была у Атиллы в Венгрии, таков Базель. Люди исполняли посреднические функции по переброске товаров из бассейна в бассейн и нехило на этом имели.

ПРАВИЛО ТРЕТЬЕЙ СТОРОНЫ
Казалось бы, третья сторона не нужна. Вышиби ее и торгуй с партнером на той стороне без пошлин. Но не тут-то было. Обе речные торговые сети имеют равные права "держать шишку" (очень часто это перевал), и ни одна не признает права партнера на исключительность. Но мир устроен так, что голова бывает лишь одна. Плюс обе сети заинтересованы в сбыте своего товара, и, кто бы ни сел на перевал, и кто бы ни попытался проявлять твердость, пойти на уступки его заставят свои же, - и система рухнет.
Именно поэтому, чтобы переброска шла, как часики, демпинговщикам-контрабандистам не потакали, а деньги исправно капали, нужен третий - тот, кому будет плевать на частные интересы отдельных участников торговли. Лучшая фигура здесь - некий обобщенный "татарин".

НЕ СОСТОЯВШИЙСЯ КОНФЛИКТ
Умозрительно, конфликт меж двумя центрами силы - "татарами" на перевалах и городами-портами, абсорбирующими речные богатства, - неизбежен, но нет, конфликта не будет. Портам интересно расширять поток товаров, и все, что идет из других бассейнов, расширяет возможности.

ПЕРВЫЕ КАБОТАЖНИКИ
Первые каботажники - рыбаки в дельтах крупных рек, таких, как Нил, Дунай, Днепр и Волга. Дельта - превосходный тренировочный полигон, и однажды рыбаки, привыкшие плавать от острова к острову и, в погоне за косяками рыбы, уходить по течению в море, рискнут и посетят устье соседней реки. Перед нами - первый каботаж.
Каботажное плавание от Дуная до Днепра (как пример), чрезвычайно выгодное занятие. Это разные бассейны в разных климатических зонах. и товары там совершенно разные. Едва это происходит, возникает мощное течение товаров строго по первому рисунку - от истоков к устью. Возникают порты и богатейшие города. Возникает сфера услуг и всякие излишества.
Казалось бы "татары" должны забеспокоиться, но - нет. Все это все равно пойдет и через перевалы, а племенной "таможне" выгодно, чтобы многообразие товаров увеличивалось. Кочевник так же не сунется брать приступом стоящую на острове морскую крепость, как моряк не сунется штурмовать заснеженный перевал. А главное, зачем?
Каботажники - важнейшее властное звено. Если помните, у Толля в энциклопедии все 12 апостолов - рыбаки, а якорь и сейчас - важнейший христианский символ.

РАЗЛИЧИЯ
Города-порты эгоистичны. Даже если семья захватила с десяток устьев рек и поставила там десяток портов-крепостей, одним целым это не станет. Бассейн реки самодостаточен и самоизолирован: любой, кто сядет на такой порт в устье, скажет родственникам "привет" и объявит самостоятельность. И с ним будут говорить как с равным, - слишком высока концентрация ресурсов в таком порту. Города-порты не желают единой государственности всем своим существом - им это не надо.
Совершенно иначе обстоит дело на водоразделе. Племенам, контролирующим водораздел, требуется сохранять единую систему поборов и быть готовыми всегда прийти на выручку соседу. Слишком велика протяженность границы (в отличие от компактного порта). Таможенник априори государственник.
Город-порт - работяга. Сплавает, поторгуется, привезет, положит на склад, дождется нужного сезона и продаст по наивысшей цене. Таможенник водораздела находится в совершенно иной ситуации. Он прикован к месту, он не контролирует сезонных колебаний цен, ему никогда не удастся создать товарный запас - все товары, проходящие через водораздел, - чужие. Это ключевой момент: порт запасы создает, а водораздел - нет. Поэтому в горах крупных городов нет, а что ни порт - то ярмарка тщеславия.
Впрочем, бывают исключения.

НАИБОЛЕЕ ИНТЕРЕСНЫЕ ТАМОЖНИ
Остров Элефантина в верховьях Нила, именно там стоял Иерусалим.
Остров Родос возле Каира, державший транзит из Индий в Европу. Кстати, там рядышком огромные зерновые склады, то есть налицо симбиоз порта и таможни - выгоднейший вариант.
"Пиратский" Карфаген, разделявший западную и восточную части Средиземного моря.
Порт-Роял на Ямайке.

Последнее место - ключевое. Англичане, вместо того, чтобы растить хлопок и сахар, возить рабов и гнать ром, просто поставили на пути из Вест-Индии таможню. Вы ведь не думаете, что пираты захватывали все суда, что попадались на пути? Куда им столько барахла девать? Где и кому вы продадите несколько тысяч рабов на захваченных двух десятках кораблей? Чем будете их кормить, пока не появился покупатель? Да, и кто будет покупателем? Такого скупщика награбленного где-нибудь в Вирджинии вычислят в два счета и повесят на первом суку.
То же с сахаром. Сахар сыреет, нужен покупатель. А куда девать корабли? Топить? А собственное боевое судно превращать в сахарную баржу? Будьте уверены, английские пираты брали с проходящих судов бакшиш и отпускали восвояси. По крайне мере, именно так поступали алжирцы и тунисцы, и смысла отступать от накатанной технологии лично я не вижу.
Удачно поставленная таможня рулит.

КАТАСТРОФА
Как я уже писал, катастрофа, утопившая большую часть античных/средневековых городов-портов мира, перераспределила власть в пользу сухопутных торговцев. Именно так у власти в Египте и Византии ушли моряки-греки и появились турки и арабы. Но вопрос пора увидеть шире. Едва затонуло побережье Крыма, у Москвы появилась реальная возможность (и желание) его присоединить. Едва все порты Средиземного моря вместе с их элитой ушли на дно, появилась необходимость отстроить их заново - на 8-12 метров выше, чем прежние. Более того появилась возможность переприватизировать осиротевшие речные сети. Вспомните, как это было в Египте: в год пепла Амр ибн аль Ас вошел в Египет, а еще через год в его руки пала Александрия. И Египет из мелкого кусочка в дельте Нила превратился в ту страну, которую мы знаем. Бассейн реки, а то и два, и три сопряженных бассейна становятся единым государством, а вольные греческие, сирийские, алжирские города остаются в прошлом. Едва города утонули, бассейнам стало нечем сопротивляться.

НАШЕСТВИЕ
Что такое татаро-монгольское нашествие на Европу, и сейчас неясно. Лучший кандидат - ситуация, когда сидевшие на торговых трактах Липецкие татары, оставшись без привычного дохода, двинулись во все стороны в поисках лучшей доли. Конфликты начались мгновенно. Видимо, нечто подобное происходило повсеместно, и для этого татарам не понадобилось идти аж из Монголии; все они местные, вполне уважаемые и хорошо известные. Перекрышевание татарами устьев рек, прямо сейчас дотошно не докажу, но Амр поступил именно так.

ПОРТ-РОЯЛ
Здесь - все тот же самое. Таможня вроде как утонула, но на деле утонул таможенный пост, а сидящая в Лондоне таможня превосходно сохранилась и, пройдя по следам утопленников - по всему миру, - унаследовала их имущество.

КОНКРЕТИКА
И вот теперь появляется возможность отделить подставных зиц-председателей от подлинных центров силы. Скажем, вот реки, всей своей природой призванные создать первоцивилизацию: Нил, Волга, Днепр, Дунай, Рейн, Инд, Ганг, Янцзы, Хуанхэ, Тигр, Евфрат.
А вот регионы-таможни: Элефантина, Родос, Карфаген (Тунис), Голштиния, Дания, Гранада, Ормуз, Дели, Москва, Рим, Базель, Стамбул, Новгород, Порт-Роял, Хортица, Ла-Манш.

Любопытно, что Венеция в этом деле достаточно вторична: это город-порт - обычный морской труженик. Подлинные властители денег в том регионе - Стамбул да Флоренция, переправлявшая товары по суше - в обход Карфагена. Хотя... я, возможно, и ошибаюсь: дерево растекания товаров по всему Черному морю сразу за Стамбулом, ничуть не менее красиво, чем дерево речной сети Волги.

Что ли все...

МОИ КОММЕНТАРИИ (Igor Grek):
- О реках, "всей природой призванных создатъ первоцивилизацию" см. Л. Мечников "Цивилизация и великие исторические реки" (издана после смерти его другом Элизе Реклю), также "потамическая теория" Карла Виттфогеля, выводы Ф. Ратцеля и Маккиндера.
- По данным археологии везде "первоцивилизации" появилсъ разом, готовые, во многих случаях делают однозначный вывод что пришли откуда-то с моря.
- Векторы ресурсопотоков изменяются со временем, например на Волге сначала преимущественно сплавляли, а после 1812 года тащили вверх бурлаками к Питеру через созданные водные системы. Так что важно устанавливатъ что, когда и куда возили, где нетто-производство, а где нетто-потребление и т.п. Но хорошей инфы почти нет, приходится "на косвенных".
Tags: Мнение, Человеческий мир
Subscribe
promo evan_gcrm february 9, 22:43 76
Buy for 20 tokens
Жизнь - лукавое обольщение, желанная сладкая ложь, а смерть - неожиданная горькая правда, которой лучше вовсе не знать. А узнав, отменить усилием воли и забыть навсегда. Из всех искусств, которыми следует овладеть мудрому человеку, важнейшим является искусство самообмана: пока…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments