evan_gcrm (evan_gcrm) wrote,
evan_gcrm
evan_gcrm

Человек, который создал оккультизм

Оригинал взят у anairos


Оккультизм многолик.
Намного более многолик, чем христианство или буддизм. Учения, разработанные в разное время и в разных культурах, скрещиваются, взаимоопыляются и дают удивительное по разнообразию потомство.

Особенно быстро этот процесс пошел в 19 веке, когда западные любители тайных знаний и запретных искусств познакомились с восточными традициями буддизма и йоги. Именно тогда в оккультный словарь вошло понятие тонких энергий, без которого его сейчас невозможно даже представить.


Со временем оно переросло в теорию, лежащую в основе экстрасенсорики и парапсихологии: у человека есть способность управлять особыми энергиями, позволяющими действовать и получать информацию на расстоянии.



Примерно в то же время в западном христианстве возникло течение «Нового мышления», согласно которому Бог дает каждому по вере его. Соответственно, если верить, что ты богат и успешен, то Бог даст тебе богатство и успех. Оно, в свою очередь, наложилось на буддийское представление, что видимый мир существует лишь в сознании, и дало нынешнюю веру в то, что мысли формируют реальность, и что каждый человек получает то, о чем больше всего думает.



Первый вариант делает особый упор на психотехники и измененные состояния сознания.
Второй – на развитие воображения и своеобразную аскетическую самодисциплину: всегда думать только о хорошем, избегать любых негативных эмоций, быть благодарным вселенной за то, что ты преуспеваешь (особенно если это очевидным образом не так).

Оба они лежат в общем оккультном поле, поскольку предписывают манипуляцию миром при помощи магических средств. Но название оккультизма в узком смысле принадлежит все же другому мировоззрению. Оно может, естественно, одалживать свои понятия и практики двум остальным, и само, в свою очередь, легко заимствует у них все, что понравится, но тем не менее остается самобытным.



Мир многослоен.

У него много планов, существующих в одном и том же пространстве. Не все они в равной степени видимы и материальны – большая часть вселенной недоступна обычным чувствам непосвященного человека. Посвященный же знает, что живет в нескольких «слоях» реальности одновременно, и потому может видеть их и взаимодействовать с ними.





На иных планах, как и на нашем, кипит жизнь. Там обитают духи: демоны, ангелы, элементали и множество других, у которых порой нет имен. Некоторые из них сильны, но неразумны, подобно животным или растениям – их можно использовать в своих целях. Некоторые враждебны людям – их следует избегать или противостоять им. Есть и такие, кто желает учить, наставлять и помогать нам – с ними желательно сотрудничать, хотя и с оглядкой.



При этом все взаимосвязано. То, что происходит в видимом мире, отражается в других мирах, а все перемены там, в свою очередь, превращаются в изменения хода событий здесь.





Магия – искусство работы с незримыми планами. При помощи видимых средств маг влияет на иные пространства, чтобы вызвать таким способом изменения в видимом мире.

Главное оружие мага в этом деле – три «В»: вера, воля и воображение.
Именно они наполняют могуществом магические орудия и символы, позволяют проникнуть сквозь завесу вещности и подчинить незримые силы других миров.



Особенность оккультизма и его отличие как от устоявшихся религий, так и от академической науки – он сугубо индивидуален и стоит на «великих посвященных». В науке, конечно, тоже чтят имена знаменитых первооткрывателей и исследователей, но основа там – все же длительная системная работа всей научной общественности.

В оккультизме не так.

Там есть несколько титанов, чьи мысли, слова и идеи формируют смысловое поле для всех последователей, причем последователи могут сами не знать, чьи именно слова повторяют.

Один из таких титанов нашего времени – Кастанеда. Даже те, кто его не читал, вполне могут пользоваться его понятиями – намерение, сновидение, контролируемая глупость, безупречность...



Однако не Кастанеда придумал эти понятия. Он лишь дал им новые имена и обосновал в духе зарождавшегося тогда нью-эйдж. И он сам, и создатель сатанизма ЛаВей, и отец сайентологии Хаббард, и автор Викки Гарднер – все они вышли из смыслового поля, порожденного титаном предыдущего поколения, Алистером Кроули. Даже Ошо не избежал этого влияния, несмотря на весь свой псевдобуддийский колорит.



Сам же Кроули принадлежал к широкому кругу деятелей, выросших из трудов Альфонса-Луи Констана, больше известного как Элифас Леви. Многие концепции, которые нынешний оккультист считает древней мудростью (например, магическое значение колоды Таро и ее связь с каббалой), принадлежат этому предприимчивому французу.

По уверениям многих оккультистов, цепочка посвященных, передававших тайное знание, тянется во тьму веков.



В реальности же это не так.
Во-первых, каждый последующий титан приспосабливал наследие к духу времени, внося в него изрядное количество модной отсебятины и называя ее исконной мудростью, так что ни о какой передаче или даже умножении знания речи идти не может.
Во-вторых же и главных, у цепочки есть начало, и оно далеко не в Атлантиде. Первый титан оккультизма, заложивший его основу, жил в конце 16 века.



Этим человеком был Джордано Бруно.

Долгое время Бруно считался мучеником науки, символом борьбы зарождающегося точного знания с тиранией католической церкви. Оппоненты указывали, что Ноланец никогда не был ученым, никогда не высказывал и не строил научных гипотез, и его собственные труды посвящены всегда только философии, магии и отчасти политике, а никак не астрономии, физике или математике.

Но ни те, ни другие обычно не обращают внимания на то, насколько огромно было влияние Бруно на оккультизм.

Конечно, он стоял тоже не на пустом месте. Вдохновением для него стали анонимные труды, приписываемые Гермесу Трисмегисту – легендарному египетскому мудрецу, жившему то ли во времена Моисея, то ли еще до потопа – но реально написанные в третьем-четвертом веках нашей эры.

Но герметическая вселенная, рожденная умом и мировоззрением поздней античности, выглядела примерно так. Земля покоится в центре вселенной, окруженная планетными сферами. За ними простирается сфера звезд, а за ней – неописуемый перводвигатель.



И все это – не машина, запущенная некогда Творцом, а живой мир. Все планеты и звезды – могущественные духи, обладающие властью и силой. Невидимая духовная субстанция непрерывно изливается от Бога, проходит сквозь всю небесную иерархию, и в конце концов наполняет видимый мир, чтобы потом подняться назад к Богу. По пути каждый дух как бы окрашивает ее, сообщая свои индивидуальные свойства и особенности, так что сила Марса порождает активность и агрессию, сила Сатурна – задумчивость и меланхолию, и так далее.

Цель практической магии в герметизме – создавать талисманы, которые бы привлекали благотворные планетные и звездные влияния и отгоняли вредоносные. Цель самого мага – превратить себя в совершенный микрокосм, уравновесить в себе силы всех планет, а после смерти слиться со вселенским Умом, управляющим всей вселенной.



Для тех же, кто не стремился к столь высокой участи, были прикладные методы, которые позволяли при помощи тайных имен и символов заклинать духов, чтобы те исполнили волю мага. Книги таких заклинаний тоже часто приписывались Гермесу Трисмегисту, хотя в них совершенно нет никакой герметической философии.

Бруно считал себя последователем Трисмегиста и адептом «египетской мудрости», но категорически отвергал эту картину мира. Он верил, что центром нашей системы является Солнце, и что каждая звезда на небе – точно такое же солнце, вокруг которого кружат свои планеты.



Но на том его согласие с астрономией Коперника и заканчивалось. Для него вселенная по-прежнему была живой, и планетные влияния по-прежнему пронизывали видимый мир. Все полно духов: одни воплощены в телах людей, другие – в вещественных стихиях, самые же могущественные – в тонких огненных телах звезд и планет. Этих последних правильнее называть ангелами и богами. За ними стоит бесконечный Бог, создатель бесконечной вселенной.



В своем труде «О магии» Бруно подробно описывает многочисленные связи, которые маг может использовать, чтобы подчинять себе этих духов. И самые важные из всех – те, что проистекают из веры, воли и воображения. Именно они становятся посредниками, позволяя символам и инструментам связывать невещественных обитателей иных планов бытия.

О силе воображения писали и другие авторы – это общеевропейская тема еще со времен неоплатоников. Парацельс утверждал даже, что человек может заболеть чумой от одного только страха заразиться, а от него болезнь передастся другим людям уже более естественным образом. Но только Ноланец сделал веру, волю и воображение главным инструментом связывания и подчинения сил других планов.



Короче говоря...
именно Бруно превратил герметическое учение, безумно популярное в Европе в его время, в тот оккультизм, каким мы его знаем сейчас. Он создал то понимание магии, которым продолжали пользоваться три с лишним столетия после его смерти, а многие пользуются и сейчас.

Tags: Мнение, Человеческий мир
Subscribe
promo evan_gcrm february 9, 22:43 76
Buy for 20 tokens
Жизнь - лукавое обольщение, желанная сладкая ложь, а смерть - неожиданная горькая правда, которой лучше вовсе не знать. А узнав, отменить усилием воли и забыть навсегда. Из всех искусств, которыми следует овладеть мудрому человеку, важнейшим является искусство самообмана: пока…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments