evan_gcrm (evan_gcrm) wrote,
evan_gcrm
evan_gcrm

О благородстве

Оригинал взят у gignomai


Иерархия благородства – иная, чем иерархия блага...
/Николай Гартман/

Благородство … предполагает благо.
Но в его случае добавляется еще и отбор с особой точки зрения. То, что является в качестве морального требования общим для всех, к нему имеет отношение как подчиненное; оно отбирает исходя из другого… долженствования бытия, содержательно выходящего за пределы первого … по особому, новому критерию предпочтения: оно направлено только на те ценности, которые не являются общими для всех — причем общими не только по возможности их исполнить, но и по требованию — направлено к исключительным ценностям, к таким, сам характер долженствования которых существует не для всех, которые, таким образом, в тенденции возвышают человека, выделяют его на фоне общего блага (независимо от высоты его реализации).



Совсем не обязательно, чтобы эта тенденция противоречила той, что ориентирована на порядок высоты.
Царство ценностей имеет и другие измерения помимо высоты; оно обладает и располагающейся перпендикулярно высоте шириной, в плоскости которой то, что имеет здесь разные координаты, стоит на одной высоте.
Каждая высота в царстве ценностей представляет собой целый уровень ценностей, и так или иначе схваченное ценностным чувством многообразие даже внутри такого уровня есть всегда лишь фрагмент.


Стремление к не-схваченному — глубоко обосновано во всякой действующей морали. … Но и в направлении высоты над тем, что схвачено господствующим ценностным видением, в конечном счете всегда находится нечто еще более высокое; и именно на это направлено благородство. …

Необыкновенное также принадлежит сущности благородства.



Правда, каждая схваченная ценность имеет тенденцию привлекать к себе этос множества, т. е. в качестве морального требования становиться всеобщим. Но коль скоро оно стало всеобщим, это больше не благородство, но именно благо, общее для всех.
И тогда благородство наполняется другим ценностным содержанием.
Содержание благородства варьирует, в то время как его направленность на исключительное остается той же...


Это, конечно, не пошлое стремление к оригинальности.
Это оригинальность, случающаяся естественно, по тому основанию, что благородный не тратит себя на общедоступное, пусть и благое; он ищет «несхваченное».


«А маленькую доброту, как шляпу, оставляй в прихожей».

И в этом эволюционная ценность благородства, которую можно в дарвинистской метафорике сравнить с редкой, но ценной мутацией.

Сущность благородства при любой изменчивой исторической ситуации — смотреть вперед, искать, преобразовывать этос эпохи.
...Без благородства человеческое развитие будет простаивать и — так как покой невозможен — пойдет вспять.
В большом масштабе благородство — это совершенствование жизни исторического этоса; в малом, в отдельном человеке — особая тенденция идущего вперед...




«Благородство, таким образом, эксклюзивно, представляет собой нечто особенное, и в этом смысле «аристократично» — как по отношению к множеству личностей, так и по отношению к тому или иному схваченному многообразию ценностей. И в том и в другом направлении оно означает отбор, индивидуальную селекцию согласно ценностям и одновременно ценностную селекцию согласно некоей предпочитаемой ценности или некоего предпочитаемого направления в ценностном царстве».

Т.е. благородны – по понятию – не многие, и они избирательны в том, что ценят – лучшее. В таком выборе и состоит их благородство.
Только так: «Индивидуальная селекция без ценностной селекции абсурдна и контрценна, фальшивая претензия, пустая кичливость».

Но и наоборот: не всем дано: «ценностная же селекция без индивидуальной селекции не имеет жизненной силы. Подлинный аристократизм несет высшие обязательства. Но и он бесплоден, если нет единонаправленной солидарности немногих…. Благородство всегда предполагает ценность силы, которая в нем заключена, без этого благородство — пустая игра. … Тенденция благородства не индивидуалистическая. Не будучи всеобщим, оно направлено не к единичному как таковому, но всегда только к особенному, типу, группе единомышленников. И это в нем еще не все. Оно должно осуществлять только собственный вид, свою исходную позицию в этической действительности».

«Благородство противостоит стадному инстинкту, всякой уравниловке. В отношении благородства важность имеют индивидуальные отличия этоса. Оно не устраняет добра так же, как и сообщества добрых; но благородство выделяет среди добрых тех, кто, с его новой точки зрения, «лучшие»; выше доброго (agathon) как такового оно ставит в своем смысле «лучшее» (ariston). … Благородный дистанцирован от просто доброго».

Более высокий тип нравственного требования, а тем самым более высокий тип человека противопоставлены просто добру.
Так тенденция благородного создает одновременно аксиологически выдающийся тип, идеал человека [!].
...Без идеалов же этос масс вырождается.
Его уровень понижается, ибо и застой — уже падение.


По содержанию в фактической тенденции благородного (т. е. отнюдь не в его осознаваемых целях) всегда заключено образование высшего типа человека, иногда и вопреки «добру», всегда на определенной дистанции к совокупности личностей и в прямой противоположности к всеобщности их критериев. Устремленность благородного вверх обусловлена направленностью всех его сил в ограниченном направлении к исключительному. Отсюда необходимое расстояние прошедшей отбор группы от общества.


Tags: Мнение, Сознание, Человеческий мир
Subscribe
promo evan_gcrm февраль 9, 22:43 76
Buy for 20 tokens
Жизнь - лукавое обольщение, желанная сладкая ложь, а смерть - неожиданная горькая правда, которой лучше вовсе не знать. А узнав, отменить усилием воли и забыть навсегда. Из всех искусств, которыми следует овладеть мудрому человеку, важнейшим является искусство самообмана: пока…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments