evan_gcrm (evan_gcrm) wrote,
evan_gcrm
evan_gcrm

Гипарксис в трёхмерном времени

Оригинал взят у larkin_donkey


Английский философ Джон Беннет рассматривает модель Вселенной с 6 измерениями: 3 пространственными и 3 временными (имеющими названия «время», «вечность» и «гипарксис» [hyparxis]).


Под временем Джон Беннет понимает привычное для нас линейное течение событий.

К гипервремени он относит вечность и гипарксис, имеющие собственные, отличные от времени свойства.
Вечность Джон Беннет называет космологическим временем и вневременным временем. Гипарксис (от др.-греч. ὕπαρξις — существование) является состоянием бытия и действует в области квантовых процессов.
Соединение времени и вечности даёт возможность создания многовариантной космологии с параллельными вселенными, дающими большой спектр возможностей.

Существование такого временного измерения, как гипарксис, делает возможным многие научно-фантастические идеи: путешествие во времени, перемещение между параллельными мирами и движение быстрее скорости света.
Хотя идеи Джона Беннета довольно любопытны, но они основаны на субъективных аспектах восприятия времени и не имеют полностью научной основы.

Также остается открытым вопрос измерения этих гипотетических временных измерений.




Человеческое любопытство обследует
Прошлое и грядущее и прилепляется
К этим понятиям. Но находить точку
пересечения времени и вневременного
— занятие лишь для святого.
И не занятие даже, но нечто такое,
Что дается и отбирается
Пожизненной смертью в любви,
Горении, жертвенности и самозабвении.
Для большинства же из нас существует
Лишь неприметный момент, входящий
Во время и выходящий из времени,
Теряясь в столбе лучей из окна,
В невидимом диком тмине,
В зимней молнии, в водопаде,
В музыке, слышимой столь глубоко,
Что ее не слышно: пока она длится,
Вы сами — музыка. А это только догадки, намеки,
Догадки вслед за намеками; а остальное —
Молитва и послушание, мысль и действие.
Намек полуразгаданный, дар полупонятый
есть Воплощение.


/Томас Элиот | Четыре квартета (1936-1942)/



Поставленная Элиотом в приведённой поэме задача — 'занятие лишь для святого' — как раз напрямую относится к понятию гипарксиса (hyparxis), поскольку она в точности соответствует представленной Дж.Г.Беннетом в "Драматической вселенной" идее гипарксиса, как 'точке пересечения времени и вневременного'. Впрочем, соответствие это не вполне полное — подход к пониманию гипарксиса во многом психологичен, а сам JGB никогда не стал бы делить вселенную на 'ментальное' и 'физическое', изначально стремясь исходить из более глубокого понимания, в сравнении с подобным различением.

С подобной оговоркой, мы можем исходить в базовом подходе к этому вопросу из своего чувства 'сейчас'. Большинство из нас, наверное, согласится, что это переживание 'сейчас' включает в себя, по крайней мере, два основных аспекта, в значительной степени противоречащих друг другу.

С одной стороны, у нас есть чувство того, что 'время идёт' — которое мы всегда можем связать с наблюдением различных процессов, как то: ход часов, удлинение теней, поиски своих очков . . . воспоминания ушедшего детства . . .
Как только что-либо случается, оно становится памятью.

С другой стороны, в нас всегда есть некое чувство постоянства, неизменности, непреходящести. Подобное чувство мы приписываем обычно некому предполагаемому 'я' или просто 'себе' как некой идентичности.

Изменение и неизменность одновременно.

Нам известно сейчас, что весь материал наших тел полностью обновляется каждые несколько лет, в то время как сами мы сохраняем свою биологическую идентичность.

Как будто существует некий шаблон или форма, которым соответствуют все наши изменения. Конечно, в наше время мы думаем о ДНК в качестве такого шаблона, некой пространственной структуры.

Но большим шагом в понимании здесь будет также наша способность думать о ней в терминах некой структуры, существующей в определённом виде времени, который JGB называл 'вечностью'.
Это подобно скорее представлению некого невидимого измерения на месте видимой биологической конструкции.
А мы определённо захотим это сделать, если у нас есть интерес к пониманию всех тех вещей, которые могут произойти в нашем существовании.
Это не столько шаблон, сколько некая модель (паттерн) потенциалов.
Мы можем думать об этом со многих точек зрения — генетической, социальной, даже астрологической, если угодно — терминология здесь довольно расплывчата.

Но как можем мы измерить подобный паттерн или узнать его?

JGB предположил наличие некоторых характерных свойств в определении понятия вечности.

1. Одним из самых главных свойств в его описании вечности была стратификация (расслоение) вечности на дискретные уровни — не являющиеся непрерывными, каким представляется нам привычное актуализированное время, в котором реализуются возможности. Говоря об этом, вероятнее всего он опирался на квантовую механику и психологию, одновременно следуя общему пониманию иерархических моделей, характерному для некоторых древних космологических систем.

В квантовой механике частица, типа электрона, 'прыгает' из одного энергетического состояния в другое, причём, переход этот происходит не постепенно, а сразу, мгновенно. В своём психологическом опыте мы также можем заметить разрывы, дискретность изменения того, что мы называем своим 'состоянием сознания' — в том числе, например, изменение сознания, известное нам как 'пробуждение'.

2. Кроме того, перемещение в вечности является антитезисом перемещения во времени.

Чем дальше процесс по времени реализации, тем сильнее энтропия или 'беспорядок'. Тогда как сдвиг в вечности, наоборот, приводит к большему 'порядку'. Сами эти термины "порядка и беспорядка" могут иметь определённое значение с точки зрения специалиста, но здесь важнее их качественный смысл. JGB связывал их с понятием степени внутренней близости. Здесь можно добавить, что мы обладаем внутренней способностью оценки этой степени внутренней близости посредством собственного сознания.

В данном конкретном смысле, фактически, это интерпретация известного утверждения Протагора: "человек есть мера всех вещей". В более важном смысле, мы можем вспомнить также гурджиевский принцип относительности бытия.




Итак, в качестве краткого резюме:

Мы начали с чувства неизменности и рассмотрели шаблон или форму, управляющую тем, что должно быть изменено.
И также затронули концепцию вечности в представлении JGB, как времени другого рода относительно времени реализации, а также использовали данную категорию времени для различения этого невидимого измерения времени от пространственных измерений. Вечность постулируется как структурированная и многоуровневая, допускающая концептуально возможность её измерения, но измерения такого рода, которое проводится напрямую сознанием, без использования инструментов.
Последнее делает этот подход уязвимым для обвинений в субъективности, хотя с другой стороны, здесь также присутствует неявная позиция о возможности достижения качества 'объективности сознания'.

В качестве эмпирических «я», мы можем ясно осознать противоречие между полным спектром нашего потенциала и тем, что может быть реализовано — в этом загадочном 'сейчас'. Реализуемое может быть лишь одним из вариантов выбора из многих альтернатив и всегда существенно беднее в сравнении с нашим вечным богатством. Временами, у нас может возникать ясное осознание этого факта и это чувство может вызывать в нас большое страдание.
Что бы мы ни делали, мы всегда делаем это за счёт чего-то другого.

Это побуждает нас к размышлению о соотношении между 'вневременным и временем'. В подходе к этому, как и везде, важно следовать принципу триадического мышления. В этом контексте, данный принцип сводится к следующему: когда две различные вещи противопоставлены друг другу, надо искать нечто третье, способное примирить и согласовать их.
Так, 'занятие для святого' оказывается чем-то вроде 'работы над собой'…
Но лучше пока оставить дальнейшее развитие подобных подтекстов.
То, что примиряет вечность и время, называется гипарксис.
Беннет переводил это качество как способность-быть. Само слово 'быть' или 'бытие' имеет два основных значения в контексте нашей дискуссии: 'потенциальное' и 'реализованное'.

Мы будем связывать с гипарксисом реализацию.

Из сказанного можно уже увидеть, что возможность разрешения тупиковой ситуации между вечностью и временем указывает нам на возвращение к тому, что является моментом 'сейчас'.
Это 'сейчас' может быть больше или меньше, сильнее или слабее, поскольку его следует понимать как нечто связывающее вечное и временное, с созданием на их основе чего-то нового. И кроме того: то, что разделяется во времени реализации на прошлое и будущее, и то, что разделяется в вечности на высшее и низшее, может более таковым не являться при переходе к 'сейчас'.

С точки зрения времени реализации, действие гипарксиса вызывает возвращения или циклы повторений, как будто одно и то же событие повторяется вновь и вновь (возможно, становясь с каждым разом лучше при этом, как в фильме "День сурка"!).

С точки зрения вечности, это есть реализация множества различных возможностей, причём, всех одновременно. И возможно также, что это надо связывать с гурджиевским 'само-воспоминанием'.

/по материалам статей Энтони Блейка/
перевод: larkin_donkey





Что такое время
Настоящего не существует
Совсем нет времени
Про Время
Иллюзия времени на примере крота.
Почему время течет вперед на пальцах™
Люди живут разным временем.
Причина возникновения времени
ВРЕМЯ
В каком направлении движется время?
Всему свое время
Про время и про деньги
Свойство времени.





Tags: Мироустройство
Subscribe
promo evan_gcrm february 9, 22:43 76
Buy for 20 tokens
Жизнь - лукавое обольщение, желанная сладкая ложь, а смерть - неожиданная горькая правда, которой лучше вовсе не знать. А узнав, отменить усилием воли и забыть навсегда. Из всех искусств, которыми следует овладеть мудрому человеку, важнейшим является искусство самообмана: пока…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments