evan_gcrm (evan_gcrm) wrote,
evan_gcrm
evan_gcrm

Про совесть и EQ



Совесть – понятие об Истине (иными словами, о Боге) на уровне эмоций.
В отличие от морали, совесть абсолютна (не зависит от культуры и этноса).

/v2203/


В последнее время психологи активно исследуют "эмоциональный интеллект".

[Существуют различные теории эмоционального интеллекта и основанные на них тесты измерения:]
Существуют различные теории эмоционального интеллекта и основанные на них тесты измерения:

1. Методика М.Холла – 30 утверждений для 5 шкал: эмоциональная осведомленность, управление своими эмоциями, самомотивация, эмпатия, распознавание эмоций других людей.
2. Тест самоотчета (Self Report Emotional Intelligence Test, SREIT), сконструированный на базе ранней модели Дж. Мейера и П. Сэловея – 33 утверждения и 3 шкалы: оценка и выражение эмоций, регулирование эмоций, использование эмоций при решении проблем.
3. Методика ЭмIQ-2 – 66 вопросов и 6 шкал: общий балл, самоанализ и самозащита, самоконтроль, выражение эмоций, социальная чуткость, самооценка чуткости.
4. Тест ЭмИн Д. Люсина – 40 вопросов и 6 факторов: межличностный эмоциональный интеллект (интуитивное понимание чужих эмоций, понимание чужих эмоций через экспрессию, общая способность к пониманию чужих эмоций) и внутриличностный эмоциональный интеллект (осознание своих эмоций, управление своими эмоциями, контроль экспрессии).
5. Тест Мейера-Сэловея-Карузо, который направлен на выявление трех категорий адаптивных способностей – оценка и выражение эмоций (своих и чужих), регуляция эмоций (своих и чужих) и использование эмоций в мышлении и деятельности (глобальное планирование, креативное мышление, переадресация внимания и мотивация).
6. Опросник Бар-Она EQ-i, направленный на оценку пяти сфер компетентности: познание себя, навыки межличностного общения, способность к адаптации, управление стрессовыми ситуациями, преобладающее настроение.


Эмоцииэто движения лица и голоса в сопровождении душевных переживаний на фоне изменения функционального состояния организма.

Само слово «эмоция» происходит из латинского языка и означает «возбуждать, волновать», однокоренное слово – motio (движение).

В прямом смысле – это реакция организма и психики на стимул.

[8 видов интеллекта:]
Сэр Кен Робинсон, ведущий британский и мировой эксперт в сфере образования, автор многих книг, выделяет 8 видов интеллекта:

- Музыкальный интеллект. Он связан со звуком, слухом и аудиальными способностями.
- Телесно-кинестетический интеллект – тактильный, связан со способностью к спорту, танцам, действиям руками, физическими действиями.
- Логический, математический. Такой интеллект предполагает вычислительные способности, алгебра, шахматы, классический IQ.
- Словесно-лингвистический интеллект – способность к языкам, чтению, дебатам, презентациям и публичному выступлениям.
- Межличностный интеллект – им отличаются экстраверты, такие люди любят взаимодействовать с другими, хорошо чувствуют настроение людей, любят играть в игры и командную работу.
- Внутриличностный интеллект – у его обладателей высокая способность к самоанализу, они любят психологию, способны хорошо ориентироваться в собственных переживаниях, интроверты.
- Визуально-пространственный интеллект – способность к геометрии и картографии, такие люди хорошо видят общую работу систем.
- Натуралистический интеллект. Предполагает способность входить в контакт с природой и окружающей средой. Им в высокой степени обладают экологи и путешественники, выживающие в диких условиях.

Понятие «эмоциональный интеллект» включает в себя 5-ый и 6-ой пункты этой шкалы, т.е. межличностный и внутриличностный интеллект.


Эмоции являются для нас сигналом о важных событиях, которые происходят в мире, будь это внутренний мир или внешний. Полная эмоциональная неграмотность, которая выражается в неумении "сотрудничать со своими эмоциями", привела к резкому увеличению случаев депрессии.

Подавление своих эмоций - путь к депрессии.

Если отодвинуть в сторону тесты, которые его определяют, то люди с высоким эмоциональным интеллектом осознают, что они делают: у них адекватная самооценка, они способны анализировать свои чувства и действия с ними связанные. Они понимают, что в себе им надо развивать, что добавить для того, чтобы достигать своих целей. Это те люди, которые хорошо себя контролируют, владеют своими эмоциями, сохраняют самообладание в неожиданных ситуациях. У них хорошо развито чувство юмора по отношению к себе и к ситуации. Самоосознанность таких людей выражается в честности и искренности с самим собой и с другими, что предполагает готовность открыто и точно говорить о своих подлинных чувствах, мыслях, желаниях и об их влиянии. Они всегда готовы и открыты к изменениям, к получению знаний и восприятию конструктивной критики. Социально чуткие люди, способные понимать чувства других людей: не принимать на свой счет, не брать на себя ответственность за других, а именно сочувствовать, оставаясь собой. Они четко умеют доносить то, что они хотят от других, открыто заявлять, что хотят сами. Такие люди незаменимы в профессиональной команде, также являются прекрасными партнерами в личных отношениях. Это те люди, кто хорошо умеет слышать, кто соблюдает баланс между "говорить самому" и "слышать другого".

Развитость эмоционального интеллекта не означает, что человек будет радоваться в той ситуации, когда должен разозлиться, смеяться, когда хочется плакать. Умение понять себя и быстро решить, какое поведение и эмоциональная реакция адекватны ситуации - тоже очень важный момент осознания. Зачастую люди подавляют не только негативные эмоции, но и позитивные.

Эмоциональный интеллект – это способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.

[Идея «эмоционального интеллекта» включает в себя пять составляющих умения управлять своими чувствами:]
Идея «эмоционального интеллекта» включает в себя пять составляющих умения управлять своими чувствами:

1. Осознанность.
Самоосознанность или умение распознавать и глубоко понимать свои: эмоции, настроения, побуждения, потребности, сильные и слабые стороны, привычки и предпочтения и глубоко личностные особенности. Самоосознанность также выражается в честности и искренности с самим собой и с другими, что предполагает готовность открыто и точно говорить о своих подлинных чувствах, мыслях, желаниях и об их влиянии на поведение. Сюда же входит способность реалистично и позитивно оценивать себя и принимать таким, какой есть. Знать свою "планку", уровень возможностей и способностей. Отсюда - реальные обязательства, планы и требования, и уверенность в их выполнении. Самоосознанность связана с наличием чувства юмора по отношению к себе, а также с обучаемостью и желанием получать отклики на свою работу и конструктивную критику от значимых лиц.

2. Самообладание.
Самообладание основано на способности размышлять и действовать вдумчиво, на контроле за своими негативными эмоциями (злость, обида, вина), на умении сказать им твердое "нет" и перенаправить эти импульсивные побуждения в другое русло. Сюда же относится способность отвечать за себя и свои поступки, т.е. ответственность. Самообладание очень важно в момент жизненных перемен. Оно проявляется в способности чувствовать себя комфортно, трезво мыслить и сохранять инициативу в ситуации неопределенности, но, в то же время, оставаться открытым новым возможностям и использовать их, быстро приспосабливаясь к меняющимся условиям.

3. Мотивация.
Основа жизни и работы высокомотивированных людей - в их позитивном и заинтересованном отношении к чему-либо. Два человека с одинаковым уровнем способностей и равными возможностями, но с разным отношением к делу, будут иметь разные результаты. В спорте это называется "волей к победе", в бизнесе - стремлением к достижениям. Мотивация в данном случае понимается, как большое желание достичь поставленной цели и преданность своему делу. Мотивация проявляется в творческом подходе, настойчивости и эмоциональной приверженности. В том, чтобы не терять надежду, даже когда все плохо, верить в себя и в достижение своей цели, восстанавливаться после неудачи и продолжать свой путь.

4. Чуткость.
В контексте отношений с другими людьми ЭИ проявляется в умении чувствовать эмоции и настроения других людей, понимать их точку зрения и проявлять активный интерес к их заботам. Это означает не быть со всеми хорошеньким, а быть внимательным к чувствам и интересам других при принятии решения. Хотя бизнес и чуткость обычно не связывают друг с другом, она все-таки важна и в предпринимательской деятельности. Бизнес не делается в одиночку, поэтому бизнесмену важно уметь создавать себе команду единомышленников и приобретать партнеров. Работники сегодня стали свободнее в своих выборах, знают себе цену. И, если им не нравится, как с ними обращаются, они могут уйти в другое место, где их будут больше ценить и обращаться с ними, как с личностями, а не как с "ресурсом". Чуткость позволяет лучше понимать и удовлетворять потребности своих клиентов и является, на мой взгляд, важной составляющей ЭИ.

5. Коммуникация.
Человек не живет на необитаемом острове, он постоянно находится в общении. Ни одно дело не возможно реализовать без отношений с другими людьми. В этом контексте ЭИ проявляется в следующих способностях и умениях:
- находить общее, создавать доверие и строить взаимопонимание
- завлечь идеей и повести за собой
- точно доносить свои идеи, мысли и чувства, а также точно понимать сообщения других
- поддерживать, обучать и развивать, давая наставления, советы и обратную связь
- разрешать конфликты, устранять напряжение и разногласия, примирять
- создавать прочные связи и развивать сеть поддержки
- сотрудничать, создавать команды и руководить ими.



Исследованиями показано, что человек в своем развитии на 50% определяется генетикой и воспитанием, семьей.
На 10% - внешними обстоятельствами и на 40% - человек влияет сам.


Он в силах повлиять на свое состояние!


[Вот несколько простых советов для улучшения понимания собственного эмоционального состояния:]
Вот несколько простых советов для улучшения понимания собственного эмоционального состояния:

1. Замечайте ваши реакции на мельчайшие события в течение дня.
В каком настроении вы просыпаетесь и готовитесь ко сну? После каких действий ваше настроение улучшается и ухудшается? Какие происшествия на работе или дома вызывают наиболее сильные эмоциональные реакции и как вы с ними справляетесь? Систематизировать эту информацию поможет ведение дневника эмоций.
2. Обращайте внимание на ваше тело.
Ваша психика и тело тесно связаны и обладают взаимным влиянием. Замечайте любые изменения вашего тела и ищите связи с вашим эмоциональным состоянием. Например, стресс и волнение могут ощущаться как «комок в горле», «скрутило живот», стеснение в груди, проявляться через неровное дыхание или обильное потовыделение. Радость может сопровождаться учащенным сердцебиением, ощущением «бабочек в животе» и легкости в движениях.
3. Замечайте, как ваши эмоции влияют на ваше поведение.
Например, ощущение стыда может заставить вас уклониться от разговора или избежать встречи. Злость может заставить вас говорить громче обычного и нервно вышагивать по комнате. Внезапное переполнение эмоциями может привести к тому, что вы перестанете ориентироваться в происходящем и заплачете.
4. Не осуждайте себя за эмоциональность.
Все эмоции, которые вы переживаете, имеют право на существование. Это реакция вашего организма на происходящее, несущая важную информацию об этом происходящем. Осуждение может привести к запрету на эмоциональное реагирование, а значит, вы недополучите информации об окружающем мире и снизите ваши возможности среагировать адекватно. Изучайте ваши негативные и позитивные эмоции так же, как во время вождения смотрите на дорожные знаки, изучая дорожную ситуацию.
Старайтесь быть честным в проявлении эмоций, проговаривайте свои эмоции и спрашивайте об эмоциях других людей. Конечно, не в урон себе и окружающим...

5. Накапливайте вашу эмоциональную историю и замечайте распространенные паттерны реагирования.
Задавайте себе вопросы – когда вы чувствовали себя вот так последний раз? Что случилось перед этим и что случилось после? Подобная информация поможет вам лучше прогнозировать и регулировать свое поведение.


Во вторую очередь для развития эмоционального интеллекта нужно научиться получать эмоциональную информацию, касающуюся других людей, то есть видеть и распознавать их эмоции.
Это позволит с большей достоверностью прогнозировать поведение других людей и предоставит возможности для регуляции и управления их поведением.

[Отработка навыка эмоциональной сопричастности к собеседнику:]
1. "Активное слушание".

Будьте открыты информации о других людях.

Активно слушать собеседника - значит "возвращать" ему в беседе то, что он Вам поведал, при этом точно отражая его эмоции, чувства и переживания. То, как мы слушаем и реагируем на сообщение говорящего, оказывает влияние на желание его продолжать разговор и в дальнейшем общаться.
Приемы активного слушания:
- правильная поза слушащего, которой демонстрируем внимание и открытость: поворот тела к говорящему, взгляд "глаза в глаза", легкое кивание в знак согласия.
- искреннее внимание к собеседнику - самый эффективный прием, чтобы расположить к себе говорящего партнера и подготовить его к тому, чтобы и он в свою очередь также Вас слушал.
- умение задавать правильные вопросы и вовремя. Лучше задавать больше уточняющих открытых вопросов те, которые начинаются с вопросительных слов: что, где, когда, зачем, почему, или вопросы о мнении, например: "какой из моментов для Вас является важным?" Эти вопросы поощряют собеседника продолжать разговор, он чувствует Ваш интерес и сопричастность. Вопросы лучше задавать, не перебивая говорящего, а в момент, когда он закончил высказывать свою мысль.
- умение держать паузу в разговоре и после ответной Вашей реплики. Время паузы очень важно и принадлежит Вашему собеседнику. Она помогает ему разобраться в своих переживаниях и одновременно полнее прочувствовать Ваше сопереживание. Узнать о том, что человек не готов слышать продолжение Вашей реплики, можно по его внешнему виду. Если глаза собеседника смотрят не на Вас, а в сторону, "внутрь" или вдаль, то продолжайте молчать: в нем происходит сейчас важная и нужная внутренняя работа. Важно предоставить собеседнику самому найти решение своей проблемы, уйти от назидательной роли "спасителя".
- сосредоточенное или активное молчание - пожалуй, самый надежный ответ в трудной ситуации, вызванной какими-либо негативными событиями. Оно реализуется с помощью минимальных словесных реакций, адресованных говорящему: "Да, верно", "Это точно", "Так-так, понимаю".
- перефразирование - это, когда смыл фразы собеседника оставляется, и подыскиваются другие формулировки своими словами. Это дает возможность оценить говорящему, насколько правильно его поняли, например, включаются такие фразы: "Другими слова, Вы считаете, что…", " По Вашему мнению…", "Итак, Вы полагаете, что…". Цель этого приема - показать собеседнику, что он услышан и понят.


Будьте первыми, когда нужно слушать, и последними, когда нужно говорить.

2. "Я - сообщение".
Этот прием основан на том, что чувства, особенно если они отрицательные и сильные, не следует держать в себе. Таким образом не удастся никого обмануть, негатив "считывается" по Вашей позе, жестам и интонации, выражению лица или глаз. К тому же подавление эмоций вредно для психического здоровья. Очень важна форма проявления своих чувств. И, если человек вызывает у Вас своим поведением отрицательные переживания, сообщите ему об этом. Когда Вы говорите о своих чувствах ему, говорите от первого лица. Сообщите о себе, о своем переживании, а не о нем, без оценок и ярлыков. Такой способ диалога не будет в эмоциональном плане разрушителен как для Вас, так и для него, и даст возможность сохранить отношения. Ведь каждое "Ты-сообщение", которое нам более привычно и "удобно", по сути, содержит выпад, обвинение и критику. Например: "Вы не выполнили мое задание", "Вы опоздали на встречу". В данном случае прием "Я-сообщение" - это прежде всего вежливость, прямота и ясность, он способен передать человеку Ваше отношение к ситуации без обвинений и требований, поэтому и не вызывает отрицательной реакции собеседника. Например: "Я чувствую, что…", "Мне бы хотелось, чтобы…" "Я сожалею, что…"

3. Конструктивная критика - это критика "не ради критики" и порицания, в результате которого у критикуемого возникает крайне отрицательное отношение к воздействию, оказываемому на него. Цель конструктивной критики исключить фатальность ошибки и отрицание достоинств личности, и помочь критикуемому "сохранить свое лицо". Часто собеседник не соглашается с нами только потому, что согласие ассоциируется в его сознании с потерей своего достоинства. В ситуации критики важно построить побежденному "золотой мост" для отступления, где он смог бы восстановить свой эмоциональный ресурс.

Основные правила конструктивной критики можно сформулировать в виде конкретных рекомендаций:
- старайтесь терпеливо выслушивать объяснения;
- сохраняйте ровный тон. Эффективность крика, когда нужно убедить человека или склонить его к своей точки зрения, близка к нулю, и громче - вовсе не значит убедительнее и понятнее;
- прежде, чем критиковать, найдите, за что похвалить, и похвалите, далее укажите на неправильное поведение, обозначив последствия, к которым оно приводит. Затем объясните, что именно и как должно быть по Вашему мнению. Подыскивая, за что похвалить, Вы оказываете помощь и критикуемому и себе, поскольку сопоставление хорошего и плохого сделает и Вашу позицию более взвешенной и терпимой. Этот прием эффективен только при соблюдении двух предыдущих правил: выслушивать собеседника и сохранять ровный тон. В результате применения всех приемов не возникает конфликта, к которому зачастую приводит критика, снижается эмоциональный накал. Например, можно начать разговор так: "Мы сотрудничаем с Вами уже не первый год, нередко Ваши результаты были просто великолепны. Что же произошло сейчас?" И неправильное начало разговора: "На что это похоже! Опять все не так!"
- критикуйте поступки, а не человека. Каждый может согласиться с тем, что он ошибся, особенно, если приведены очевидные факты, но вряд ли кто согласится с тем, что он плохой человек. В последнем случае - это вновь конфликт, отдаляющий стороны от взаимодействия. Часто такого рода критика слышится в адрес расшалившихся детей, когда, чтобы их успокоить и приструнить, взрослые опускаются до обзываний детей, тем самым только подогревая конфликт. Например: Ах, ты - бестолковый, не понимаешь, что тебе говорят!" вместо: Мне стыдно за тебя, когда ты так себя ведешь. Поведение твое не прилично".
- не критикуйте при свидетелях. Это всегда неприятно для человека!


4. Обращайте внимание на язык тела окружающих людей и на телесные проявления эмоций. Так же как вы во время переживаний можете вертеть мелкие предметы в руках, так и другие люди имеют явные внешние признаки обуревающих их эмоций. Голос, походка, выражение лица, мимика, дыхание – все это источники информации о чужих эмоциях.


Эмоции - то, что делает нас личностями, это колоссальный ресурс.

Использование энергии эмоций себе во благо - это большое удовольствие.

Источники:
/Эмоциональный интеллект.
Эмоциональный интеллект и его развитие./




Tags: Мнение, Общество, Сознание, Тест, Человеческий мир
Subscribe
promo evan_gcrm february 9, 22:43 76
Buy for 20 tokens
Жизнь - лукавое обольщение, желанная сладкая ложь, а смерть - неожиданная горькая правда, которой лучше вовсе не знать. А узнав, отменить усилием воли и забыть навсегда. Из всех искусств, которыми следует овладеть мудрому человеку, важнейшим является искусство самообмана: пока…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments