evan_gcrm (evan_gcrm) wrote,
evan_gcrm
evan_gcrm

Про совесть и EQ



Совесть – понятие об Истине (иными словами, о Боге) на уровне эмоций.
В отличие от морали, совесть абсолютна (не зависит от культуры и этноса).

/v2203/


В последнее время психологи активно исследуют "эмоциональный интеллект".

[Существуют различные теории эмоционального интеллекта и основанные на них тесты измерения:]
Существуют различные теории эмоционального интеллекта и основанные на них тесты измерения:

1. Методика М.Холла – 30 утверждений для 5 шкал: эмоциональная осведомленность, управление своими эмоциями, самомотивация, эмпатия, распознавание эмоций других людей.
2. Тест самоотчета (Self Report Emotional Intelligence Test, SREIT), сконструированный на базе ранней модели Дж. Мейера и П. Сэловея – 33 утверждения и 3 шкалы: оценка и выражение эмоций, регулирование эмоций, использование эмоций при решении проблем.
3. Методика ЭмIQ-2 – 66 вопросов и 6 шкал: общий балл, самоанализ и самозащита, самоконтроль, выражение эмоций, социальная чуткость, самооценка чуткости.
4. Тест ЭмИн Д. Люсина – 40 вопросов и 6 факторов: межличностный эмоциональный интеллект (интуитивное понимание чужих эмоций, понимание чужих эмоций через экспрессию, общая способность к пониманию чужих эмоций) и внутриличностный эмоциональный интеллект (осознание своих эмоций, управление своими эмоциями, контроль экспрессии).
5. Тест Мейера-Сэловея-Карузо, который направлен на выявление трех категорий адаптивных способностей – оценка и выражение эмоций (своих и чужих), регуляция эмоций (своих и чужих) и использование эмоций в мышлении и деятельности (глобальное планирование, креативное мышление, переадресация внимания и мотивация).
6. Опросник Бар-Она EQ-i, направленный на оценку пяти сфер компетентности: познание себя, навыки межличностного общения, способность к адаптации, управление стрессовыми ситуациями, преобладающее настроение.


Эмоцииэто движения лица и голоса в сопровождении душевных переживаний на фоне изменения функционального состояния организма.

Само слово «эмоция» происходит из латинского языка и означает «возбуждать, волновать», однокоренное слово – motio (движение).

В прямом смысле – это реакция организма и психики на стимул.

[8 видов интеллекта:]
Сэр Кен Робинсон, ведущий британский и мировой эксперт в сфере образования, автор многих книг, выделяет 8 видов интеллекта:

- Музыкальный интеллект. Он связан со звуком, слухом и аудиальными способностями.
- Телесно-кинестетический интеллект – тактильный, связан со способностью к спорту, танцам, действиям руками, физическими действиями.
- Логический, математический. Такой интеллект предполагает вычислительные способности, алгебра, шахматы, классический IQ.
- Словесно-лингвистический интеллект – способность к языкам, чтению, дебатам, презентациям и публичному выступлениям.
- Межличностный интеллект – им отличаются экстраверты, такие люди любят взаимодействовать с другими, хорошо чувствуют настроение людей, любят играть в игры и командную работу.
- Внутриличностный интеллект – у его обладателей высокая способность к самоанализу, они любят психологию, способны хорошо ориентироваться в собственных переживаниях, интроверты.
- Визуально-пространственный интеллект – способность к геометрии и картографии, такие люди хорошо видят общую работу систем.
- Натуралистический интеллект. Предполагает способность входить в контакт с природой и окружающей средой. Им в высокой степени обладают экологи и путешественники, выживающие в диких условиях.

Понятие «эмоциональный интеллект» включает в себя 5-ый и 6-ой пункты этой шкалы, т.е. межличностный и внутриличностный интеллект.


Эмоции являются для нас сигналом о важных событиях, которые происходят в мире, будь это внутренний мир или внешний. Полная эмоциональная неграмотность, которая выражается в неумении "сотрудничать со своими эмоциями", привела к резкому увеличению случаев депрессии.

Подавление своих эмоций - путь к депрессии.

Если отодвинуть в сторону тесты, которые его определяют, то люди с высоким эмоциональным интеллектом осознают, что они делают: у них адекватная самооценка, они способны анализировать свои чувства и действия с ними связанные. Они понимают, что в себе им надо развивать, что добавить для того, чтобы достигать своих целей. Это те люди, которые хорошо себя контролируют, владеют своими эмоциями, сохраняют самообладание в неожиданных ситуациях. У них хорошо развито чувство юмора по отношению к себе и к ситуации. Самоосознанность таких людей выражается в честности и искренности с самим собой и с другими, что предполагает готовность открыто и точно говорить о своих подлинных чувствах, мыслях, желаниях и об их влиянии. Они всегда готовы и открыты к изменениям, к получению знаний и восприятию конструктивной критики. Социально чуткие люди, способные понимать чувства других людей: не принимать на свой счет, не брать на себя ответственность за других, а именно сочувствовать, оставаясь собой. Они четко умеют доносить то, что они хотят от других, открыто заявлять, что хотят сами. Такие люди незаменимы в профессиональной команде, также являются прекрасными партнерами в личных отношениях. Это те люди, кто хорошо умеет слышать, кто соблюдает баланс между "говорить самому" и "слышать другого".

Развитость эмоционального интеллекта не означает, что человек будет радоваться в той ситуации, когда должен разозлиться, смеяться, когда хочется плакать. Умение понять себя и быстро решить, какое поведение и эмоциональная реакция адекватны ситуации - тоже очень важный момент осознания. Зачастую люди подавляют не только негативные эмоции, но и позитивные.

Эмоциональный интеллект – это способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.

[Идея «эмоционального интеллекта» включает в себя пять составляющих умения управлять своими чувствами:]
Идея «эмоционального интеллекта» включает в себя пять составляющих умения управлять своими чувствами:

1. Осознанность.
Самоосознанность или умение распознавать и глубоко понимать свои: эмоции, настроения, побуждения, потребности, сильные и слабые стороны, привычки и предпочтения и глубоко личностные особенности. Самоосознанность также выражается в честности и искренности с самим собой и с другими, что предполагает готовность открыто и точно говорить о своих подлинных чувствах, мыслях, желаниях и об их влиянии на поведение. Сюда же входит способность реалистично и позитивно оценивать себя и принимать таким, какой есть. Знать свою "планку", уровень возможностей и способностей. Отсюда - реальные обязательства, планы и требования, и уверенность в их выполнении. Самоосознанность связана с наличием чувства юмора по отношению к себе, а также с обучаемостью и желанием получать отклики на свою работу и конструктивную критику от значимых лиц.

2. Самообладание.
Самообладание основано на способности размышлять и действовать вдумчиво, на контроле за своими негативными эмоциями (злость, обида, вина), на умении сказать им твердое "нет" и перенаправить эти импульсивные побуждения в другое русло. Сюда же относится способность отвечать за себя и свои поступки, т.е. ответственность. Самообладание очень важно в момент жизненных перемен. Оно проявляется в способности чувствовать себя комфортно, трезво мыслить и сохранять инициативу в ситуации неопределенности, но, в то же время, оставаться открытым новым возможностям и использовать их, быстро приспосабливаясь к меняющимся условиям.

3. Мотивация.
Основа жизни и работы высокомотивированных людей - в их позитивном и заинтересованном отношении к чему-либо. Два человека с одинаковым уровнем способностей и равными возможностями, но с разным отношением к делу, будут иметь разные результаты. В спорте это называется "волей к победе", в бизнесе - стремлением к достижениям. Мотивация в данном случае понимается, как большое желание достичь поставленной цели и преданность своему делу. Мотивация проявляется в творческом подходе, настойчивости и эмоциональной приверженности. В том, чтобы не терять надежду, даже когда все плохо, верить в себя и в достижение своей цели, восстанавливаться после неудачи и продолжать свой путь.

4. Чуткость.
В контексте отношений с другими людьми ЭИ проявляется в умении чувствовать эмоции и настроения других людей, понимать их точку зрения и проявлять активный интерес к их заботам. Это означает не быть со всеми хорошеньким, а быть внимательным к чувствам и интересам других при принятии решения. Хотя бизнес и чуткость обычно не связывают друг с другом, она все-таки важна и в предпринимательской деятельности. Бизнес не делается в одиночку, поэтому бизнесмену важно уметь создавать себе команду единомышленников и приобретать партнеров. Работники сегодня стали свободнее в своих выборах, знают себе цену. И, если им не нравится, как с ними обращаются, они могут уйти в другое место, где их будут больше ценить и обращаться с ними, как с личностями, а не как с "ресурсом". Чуткость позволяет лучше понимать и удовлетворять потребности своих клиентов и является, на мой взгляд, важной составляющей ЭИ.

5. Коммуникация.
Человек не живет на необитаемом острове, он постоянно находится в общении. Ни одно дело не возможно реализовать без отношений с другими людьми. В этом контексте ЭИ проявляется в следующих способностях и умениях:
- находить общее, создавать доверие и строить взаимопонимание
- завлечь идеей и повести за собой
- точно доносить свои идеи, мысли и чувства, а также точно понимать сообщения других
- поддерживать, обучать и развивать, давая наставления, советы и обратную связь
- разрешать конфликты, устранять напряжение и разногласия, примирять
- создавать прочные связи и развивать сеть поддержки
- сотрудничать, создавать команды и руководить ими.



Исследованиями показано, что человек в своем развитии на 50% определяется генетикой и воспитанием, семьей.
На 10% - внешними обстоятельствами и на 40% - человек влияет сам.


Он в силах повлиять на свое состояние!


[Вот несколько простых советов для улучшения понимания собственного эмоционального состояния:]
Вот несколько простых советов для улучшения понимания собственного эмоционального состояния:

1. Замечайте ваши реакции на мельчайшие события в течение дня.
В каком настроении вы просыпаетесь и готовитесь ко сну? После каких действий ваше настроение улучшается и ухудшается? Какие происшествия на работе или дома вызывают наиболее сильные эмоциональные реакции и как вы с ними справляетесь? Систематизировать эту информацию поможет ведение дневника эмоций.
2. Обращайте внимание на ваше тело.
Ваша психика и тело тесно связаны и обладают взаимным влиянием. Замечайте любые изменения вашего тела и ищите связи с вашим эмоциональным состоянием. Например, стресс и волнение могут ощущаться как «комок в горле», «скрутило живот», стеснение в груди, проявляться через неровное дыхание или обильное потовыделение. Радость может сопровождаться учащенным сердцебиением, ощущением «бабочек в животе» и легкости в движениях.
3. Замечайте, как ваши эмоции влияют на ваше поведение.
Например, ощущение стыда может заставить вас уклониться от разговора или избежать встречи. Злость может заставить вас говорить громче обычного и нервно вышагивать по комнате. Внезапное переполнение эмоциями может привести к тому, что вы перестанете ориентироваться в происходящем и заплачете.
4. Не осуждайте себя за эмоциональность.
Все эмоции, которые вы переживаете, имеют право на существование. Это реакция вашего организма на происходящее, несущая важную информацию об этом происходящем. Осуждение может привести к запрету на эмоциональное реагирование, а значит, вы недополучите информации об окружающем мире и снизите ваши возможности среагировать адекватно. Изучайте ваши негативные и позитивные эмоции так же, как во время вождения смотрите на дорожные знаки, изучая дорожную ситуацию.
Старайтесь быть честным в проявлении эмоций, проговаривайте свои эмоции и спрашивайте об эмоциях других людей. Конечно, не в урон себе и окружающим...

5. Накапливайте вашу эмоциональную историю и замечайте распространенные паттерны реагирования.
Задавайте себе вопросы – когда вы чувствовали себя вот так последний раз? Что случилось перед этим и что случилось после? Подобная информация поможет вам лучше прогнозировать и регулировать свое поведение.


Во вторую очередь для развития эмоционального интеллекта нужно научиться получать эмоциональную информацию, касающуюся других людей, то есть видеть и распознавать их эмоции.
Это позволит с большей достоверностью прогнозировать поведение других людей и предоставит возможности для регуляции и управления их поведением.

[Отработка навыка эмоциональной сопричастности к собеседнику:]
1. "Активное слушание".

Будьте открыты информации о других людях.

Активно слушать собеседника - значит "возвращать" ему в беседе то, что он Вам поведал, при этом точно отражая его эмоции, чувства и переживания. То, как мы слушаем и реагируем на сообщение говорящего, оказывает влияние на желание его продолжать разговор и в дальнейшем общаться.
Приемы активного слушания:
- правильная поза слушащего, которой демонстрируем внимание и открытость: поворот тела к говорящему, взгляд "глаза в глаза", легкое кивание в знак согласия.
- искреннее внимание к собеседнику - самый эффективный прием, чтобы расположить к себе говорящего партнера и подготовить его к тому, чтобы и он в свою очередь также Вас слушал.
- умение задавать правильные вопросы и вовремя. Лучше задавать больше уточняющих открытых вопросов те, которые начинаются с вопросительных слов: что, где, когда, зачем, почему, или вопросы о мнении, например: "какой из моментов для Вас является важным?" Эти вопросы поощряют собеседника продолжать разговор, он чувствует Ваш интерес и сопричастность. Вопросы лучше задавать, не перебивая говорящего, а в момент, когда он закончил высказывать свою мысль.
- умение держать паузу в разговоре и после ответной Вашей реплики. Время паузы очень важно и принадлежит Вашему собеседнику. Она помогает ему разобраться в своих переживаниях и одновременно полнее прочувствовать Ваше сопереживание. Узнать о том, что человек не готов слышать продолжение Вашей реплики, можно по его внешнему виду. Если глаза собеседника смотрят не на Вас, а в сторону, "внутрь" или вдаль, то продолжайте молчать: в нем происходит сейчас важная и нужная внутренняя работа. Важно предоставить собеседнику самому найти решение своей проблемы, уйти от назидательной роли "спасителя".
- сосредоточенное или активное молчание - пожалуй, самый надежный ответ в трудной ситуации, вызванной какими-либо негативными событиями. Оно реализуется с помощью минимальных словесных реакций, адресованных говорящему: "Да, верно", "Это точно", "Так-так, понимаю".
- перефразирование - это, когда смыл фразы собеседника оставляется, и подыскиваются другие формулировки своими словами. Это дает возможность оценить говорящему, насколько правильно его поняли, например, включаются такие фразы: "Другими слова, Вы считаете, что…", " По Вашему мнению…", "Итак, Вы полагаете, что…". Цель этого приема - показать собеседнику, что он услышан и понят.


Будьте первыми, когда нужно слушать, и последними, когда нужно говорить.

2. "Я - сообщение".
Этот прием основан на том, что чувства, особенно если они отрицательные и сильные, не следует держать в себе. Таким образом не удастся никого обмануть, негатив "считывается" по Вашей позе, жестам и интонации, выражению лица или глаз. К тому же подавление эмоций вредно для психического здоровья. Очень важна форма проявления своих чувств. И, если человек вызывает у Вас своим поведением отрицательные переживания, сообщите ему об этом. Когда Вы говорите о своих чувствах ему, говорите от первого лица. Сообщите о себе, о своем переживании, а не о нем, без оценок и ярлыков. Такой способ диалога не будет в эмоциональном плане разрушителен как для Вас, так и для него, и даст возможность сохранить отношения. Ведь каждое "Ты-сообщение", которое нам более привычно и "удобно", по сути, содержит выпад, обвинение и критику. Например: "Вы не выполнили мое задание", "Вы опоздали на встречу". В данном случае прием "Я-сообщение" - это прежде всего вежливость, прямота и ясность, он способен передать человеку Ваше отношение к ситуации без обвинений и требований, поэтому и не вызывает отрицательной реакции собеседника. Например: "Я чувствую, что…", "Мне бы хотелось, чтобы…" "Я сожалею, что…"

3. Конструктивная критика - это критика "не ради критики" и порицания, в результате которого у критикуемого возникает крайне отрицательное отношение к воздействию, оказываемому на него. Цель конструктивной критики исключить фатальность ошибки и отрицание достоинств личности, и помочь критикуемому "сохранить свое лицо". Часто собеседник не соглашается с нами только потому, что согласие ассоциируется в его сознании с потерей своего достоинства. В ситуации критики важно построить побежденному "золотой мост" для отступления, где он смог бы восстановить свой эмоциональный ресурс.

Основные правила конструктивной критики можно сформулировать в виде конкретных рекомендаций:
- старайтесь терпеливо выслушивать объяснения;
- сохраняйте ровный тон. Эффективность крика, когда нужно убедить человека или склонить его к своей точки зрения, близка к нулю, и громче - вовсе не значит убедительнее и понятнее;
- прежде, чем критиковать, найдите, за что похвалить, и похвалите, далее укажите на неправильное поведение, обозначив последствия, к которым оно приводит. Затем объясните, что именно и как должно быть по Вашему мнению. Подыскивая, за что похвалить, Вы оказываете помощь и критикуемому и себе, поскольку сопоставление хорошего и плохого сделает и Вашу позицию более взвешенной и терпимой. Этот прием эффективен только при соблюдении двух предыдущих правил: выслушивать собеседника и сохранять ровный тон. В результате применения всех приемов не возникает конфликта, к которому зачастую приводит критика, снижается эмоциональный накал. Например, можно начать разговор так: "Мы сотрудничаем с Вами уже не первый год, нередко Ваши результаты были просто великолепны. Что же произошло сейчас?" И неправильное начало разговора: "На что это похоже! Опять все не так!"
- критикуйте поступки, а не человека. Каждый может согласиться с тем, что он ошибся, особенно, если приведены очевидные факты, но вряд ли кто согласится с тем, что он плохой человек. В последнем случае - это вновь конфликт, отдаляющий стороны от взаимодействия. Часто такого рода критика слышится в адрес расшалившихся детей, когда, чтобы их успокоить и приструнить, взрослые опускаются до обзываний детей, тем самым только подогревая конфликт. Например: Ах, ты - бестолковый, не понимаешь, что тебе говорят!" вместо: Мне стыдно за тебя, когда ты так себя ведешь. Поведение твое не прилично".
- не критикуйте при свидетелях. Это всегда неприятно для человека!


4. Обращайте внимание на язык тела окружающих людей и на телесные проявления эмоций. Так же как вы во время переживаний можете вертеть мелкие предметы в руках, так и другие люди имеют явные внешние признаки обуревающих их эмоций. Голос, походка, выражение лица, мимика, дыхание – все это источники информации о чужих эмоциях.


Эмоции - то, что делает нас личностями, это колоссальный ресурс.

Использование энергии эмоций себе во благо - это большое удовольствие.

Источники:
/Эмоциональный интеллект.
Эмоциональный интеллект и его развитие./




Tags: Мнение, Общество, Сознание, Тест, Человеческий мир
Subscribe
promo evan_gcrm февраль 9, 22:43 76
Buy for 20 tokens
Жизнь - лукавое обольщение, желанная сладкая ложь, а смерть - неожиданная горькая правда, которой лучше вовсе не знать. А узнав, отменить усилием воли и забыть навсегда. Из всех искусств, которыми следует овладеть мудрому человеку, важнейшим является искусство самообмана: пока…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments