
Одна из особенностей нашего времени – это картина мира, я имею в виду не философскую картину мира, не мировоззрение.
А самое непосредственное восприятие мира.
В 1638 году издается книга «Галилей, Галилео. Беседы и математические доказательства, касающиеся двух новых отраслей науки, относящихся к механике и местному движению. Лейден, Эльзевир Пресс».
Появляется первая в истории человечества парадигма, образец естественнонаучного исследования.
В итоге мы имеем научную картину мира, определенную 4-мя ведущими естественными науками – физикой, космологией, химией, биологией.
В этой картине мира, Вселенная, Мироздание – мертвая, неодушевленная машина, управляемая известными и еще неизвестными законами. Даже в биологии нет никаких признаков жизни, живое распадается в биохимические процессы, многие из которых удается воспроизвести в пробирке.
Реально мы видим мир не сквозь призму наук.
Мы живем внутри научной мифологии.
Это необычайно мощная сила.
Научной мифологией пронизана вся культура, все образование, вся практика.
Реальное содержание наук совершенно иное, нежели содержание естественнонаучного мифа. Это очень ясно показал ММК Г.П. Щедровицкого, но только для “посвященных”.
Существует немало западных работ на эту тему – Поппер, Кун, Фейерабенд, Койре, но они не смогли разрушить культуру научной мифологии.
Мы практически ничем не отличаемся, например, от египтян, для которых египетская мифология была самой реальностью.
Яркий пример этой мифологии - теория эволюции.
О каких бы удивительных явлениях царства живого мы бы ни спросили, всегда есть ответ – миллионы лет эволюции, естественного отбора и случайной изменчивости, привели к этому явлению.
Этот ответ ни чем не лучше ответа – демиург создал то и то, но в нашей мифологии, эволюция - это убедительный ответ.
Мы мыслим вещи как состоящие из молекул и атомов.
Мы мыслим живой организм как биохимическую машину.
Мы имеем дело с водой, как с H2O, мы имеем дело с огнем как с интенсивной реакцией окисления.
Если, к примеру, попытаться говорить о духах воды – ундинах, или духах огня – саламандрах, то у нас просто нет топоса, реальности, в которую можно поместить ундин или саламандр и связать их с химией огня или молекулами воды.
С христианизацией европейской мысли, начинается длительный процесс изгнания духов из природного мира.
Journal information