Давайте установим ноль времени во вторую половину 80-х годов XX века. Наш сиквел начинается в этой точке. Главной характеристикой, или особенностью которой является небывало прекрасное состояние Европы.
Западной Европы.
Чисто, безопасно, мило, удобно - в-общем - чистый рай на Земле.
И это при том, что до того за пол-века, на этой же территории - не только на этой, и пошире - стоял чистый кошмар.
То есть где-то позади ад - а а стал рай.
Кто тот спаситель, который это сделал?
Европейский, да и мировой контекст не даёт вразумительного ответа на этот вопрос. Так вышло - да, почему - не знаем. Ну а мы, с нашим соседским контекстом, может быть найдём какой-то ответ. Глядя по-особенному, сбоку. Ведь все явления настоящей Европы, Европы-1, имеют у нас в нашей Европе-3 какие-то отражения?
Может, можно найти отражение ответа?
Пусть даже не всем понятное, а только нам?...
В-общем, у меня получилось домедитироваться до какого-никакого варианта ответа.
И давайте я расскажу сказочку...
Нет!
Сказочку, байку - так сейчас не делают.
Делают приквел.
Когда бесконечный сериал сериалов - то бишь сиквел - надоедает, к нему прилагают приквел - сериал, предшествующий по времени. Ну и такой, чтобы зрителям было интересно.
Для любителей исторической достоверности сообщаю: да не претендую я на неё тут, это такое чисто художественное произведение, культурное то бишь. И в нём что главное: чтобы была страсть, была трагедия, и чтобы было убедительно. А было ли - не было - это зрителям решать.
Собственно, главного героя моего приквела я уже назвал - это европейская бюрократия. Время, с которого мы начнём - скажем, со второй половины XIX века.
Вообще-то, для меня это тёмный вопрос, как формировалась евробюрократия до этого, но, судя по прочитанному мной в каких-то разных книжках, убедителен тезис о том, что сразу по прошествии наполеоновских войн на основной части континентальной Европы установилась более или менее унифицированная структура управления населением. И что до этих самых наполеоновских войн на этой же территории было всё, что угодно, но по-разному. Где - прилично, а где - чёрти что.
Для ясности полезно сразу же отделить от контекста Британию, что-то похожее там, безусловно происходило, но вместе с тем там же шли другие процессы, существенно отличающиеся от континентальной Европы. Отделили от контекста - ну и больше подключать не будем.
Итак, бюрократия, Европа.
Существенно, по крайней мере мне так кажется, что эта, скажем так, структура - она распределённая. Да, в столицах сидит куча бюрократов - но и на местах, в уездах, волостях - и... как у их там это называлось - сидит не меньше. И все заняты бумажной работой. Бесконечные циркуляры, распоряжения, согласования, совещания...
Что мы знаем про этих людей?
Кто были эти люди: тогдашние бюрократы?
В меру, а нередко и весьма образованные люди. Учившиеся на одних партах с теми лентяями и бездельниками, которые придумали всякие там призраки социализмов и коммунизмов. А эти - пошли на государственную службу, отдали, можно сказать, себя служению народу... Стали представителями государства на местах. Представителями - не одного государства, а многих, так ведь Европа устроена.
Не все бюрократы - но многие и многие, как мы можем догадаться, были склонны к либеральным взглядам. Всякое там социальное равенство, справедливость - а на деле приходилось сталкиваться с пережитками средневековья, то есть с ужасами, кошмарами, рабским трудом, полнейшим бесправием, дичайшей несправедливостью. При чём не просто сталкиваться, а выступать представителями Государства - то есть аппарата насилия, сдерживающего и повелевающего. Жестокого - примерно настолько, настолько жестоки те, кем государство управляет... Насилие при этом применялось регулярно, человеческие жертвы бывали нередко и, что ужаснее, бывали неизбежными.
Трагедия!
Вы её видите?
Так!
Трагедия есть.
Идём дальше.
Настоящий бюрократ живёт в двух мирах.
Есть реальный мир - и есть мир циркуляров и распоряжений. Хорошо, если у тебя ума - на Акакия Акакиевича, тогда это для тебя не так страшно. А что если ты - умный, и тебя хватает на оба? Тогда получается раздвоение личности. То есть прямой путь к шизофрении, как профессиональному заболеванию.
То есть, не просто трагедия, а Трагедия Психов!
Во, то, что нужно для крутого экшина!
Надеюсь, понятно, что нашими героями после этих рассуждений остались далеко не все бюрократы. Более того, совершенно непонятно, кто же именно отсеялся, а кто остался. Может ведь, никого и не осталось? Так вот: кто-то да остался, хотя возможно не целиком. В статистическом смысле, это подмножество умных рефлексирующих бюрократов вполне убедительно существует, пусть даже ни про одного конкретного человека той поры мы не можем сказать, таков ли он.
Вообще: мы ведь выделили кого-то и назвали их героями нашего приквела не для того, чтобы обвинять в чём-то. Мы их, в конце концов, придумали, чтобы было интересно... Но, может, они всё-таки такие и были, кто их знает...
Ну и ещё: у человеческого восприятия есть очень некрасивый, но совершенно неизбежный эффект. Если происходит очень много плохих вещей сразу, человек их не видит. И наоборот, стоит только этим плохим вещам начать происходить редко - он начинает их видеть и страшно переживать.
Введение бюрократии на территории Европы радикально понизило уровень дикости, жестокости и варварства.
И вот этот-то результат у людей, склонных к рефлексии, включил страшную истерику.
Вот такой вот накал страстей!
Вот она, причина того, что последует в следующем XX веке!
Я ничего не хочу обосновывать, я просто говорю,дорогие читатели: ну ведь это же убедительно! Ну представьте себя на месте кого-либо из них! Вот вы исполняете роль представителя Государства на месте, вы сами по себе человек либеральный, понимающий высокую ценность социальной справедливости - и вас же это самое государство обязывает принимать жестокие и даже дикие меры во имя Закона!
Ну куда вам деваться?
Что Вы будете делать на их месте?...
Что Вы бы делали - это не очень понятно, но если бы Вы возненавидели своё родное Государство, которому верой и правдой служите - ... я бы понял.
Итак: Ненависть!
О, нет ничего круче для Трагедии!!!
В-общем, определённая часть евробюрократов на момент начала XX века находится в состоянии скрытой истерики. С одной стороны, всё у них, хорошо, даже шоколадно: они успешно служат, получают неплохие деньги, имеют авторитет. А с другой - не видят никакого выхода. И - не особо сговариваясь друг с другом, а проще считать, что и вовсе не сговариваясь (и уж точно публично свои проблемы не обсуждая!) принимают решение: чем хуже - тем лучше. При чём вовсе даже необязательно себе отдавать отчёт в том, что такое решение принято, у нас у склонных к шизофрении это чаще происходит на интуиции, безотчётно...
Положим, среди настоящих героев не нашлось ни одного великого писателя, который смог бы выразить их общий гнев и ненависть правильными словами. Предположим, эти люди вообще не были склонны обсуждать свои проблемы публично. В отличие от своих соседей - лентяев-социалистов, которые трепались много, но знали, интересовались реальным состоянием дел намного-намного меньше...
Но всё равно: если бы эти вот ребята собрались высказывать свои претензии к своим ненавистно-любимым государствам - что бы они сказали?
А сказали бы, что государство - это такой Левиафан...
Теперь вспоминаем, что государств-то в Европе много, так уж онa устроенa. И это самое "чем хуже - тем лучше" - в уме у далеко не самых последних в этих государствах управленцев - приводит к естественному результату. Государства сшибаются лбами - начинается Первая Мировая Война!
Всем-всем, проживающим по адресу "Европа" становится не просто плохо - а кошмарно плохо. Естественно, и кошмар, обрушивающийся на бюрократию, весит в среднем ничем не меньше, чем на остальных. Но ведь и не больше: как были они значительными людьми, так и остались. Между тем, Первая Мировая заканчивается, и выясняется, что...
Что повоевали - недостаточно!
Но на оставшейся территории восстановился сравнительный мир, и стало понятно, что уровень либеральности государств не особенно-то поднялся, или даже не совсем поднялся.
Может быть, пора назвать вещи своими именами?
Евробюрократия сделала свой ход, объявив войну ВСЕМ европейским государствам сразу!
Потому, что они - сильные и жестокие!
А на их месте должны быть.. может и государства, но только слабые и добрые!
Я вовсе не утверждаю, что это - главная и единственная причина Первой Мировой - но ведь вполне себе причина, хотя бы в виде придумки под названием "приквел".
Да-да, надо, конечно, не глотать масштабные явления в рассказе, даже если все и так всё про них помнят. Тяжёлая ситуация возникла в Германии: там она вышла из-под контроля и привела к раскручиванию радикального национализма. Государства Восточной Европы - озверели не на шутку. СССР - так вообще. Но и государства Западной Европы в своей политике вышли на высокий уровень невменяемости и нестабильности. Всё это привело ко Второй Мировой.
Стало ещё страшнее, полный кошмар...
Если бы приквел кончался в этом месте, евробюрократию надо было бы проклясть всем миром...
Но...
Вторая Мировая закончилась.
Оставив территорию, на которой она бушевала, в состоянии руины.
И тут-то - началось самое важное.
Сильные, сильнейшие государства оказались разрушенными, достаточно разрушенными! И евробюрократия оказалась, естественно, мобилизованной даже не на восстановление, а на пересоздание национальных государств, по крайней мере на тех территориях, которые не оказались под "красными".
И бюрократы себя - показали!
О, да!
Если смотреть на темпы восстановления после Второй Мировой, СССР восстанавливался поначалу стремительно - а Европа очень слабенько. Но потом, спустя пять, десять, пятнадцать лет, Европа разогналась, и перегнала СССР. И вообще стремительно и уверенно пошла доделывать свой Рай - это то, что у нас приходится на "ноль по времени".
Рай, в котором нет сильных государств...
Однако, это же абсурд!
Как же так?!!
Ну, да: немножко не так.
Чисто технически, сильное государство было нужно, для решения технических проблем. И оно было, но расположилось... через океан!
Какое великолепное техническое решение!
Сильное государство есть, но оно на аутсорсе!
Ну и соответственно, вывод: всем происходящим рулила не евробюрократия сама по себе, а евробюрократия плюс симбионты.
Какие у них характеристики и вообще обсуждение - этого в приквеле моём нет.
Сами разбирайтесь.
А бюрократы, победив всех своих ненавистных противников, воссели в Брюсселе, чтобы править если не миром, то значительнейшей и самой приятной и комфортной его частью, Старым Светом...
Вот и закончился приквел...
Слава евробюрократам!
Картинка кликабельна.
Journal information