Культурологи Фонс Тромпенаарс и Чарльз Хампден-Тернер предложили делить мировые культуры согласно теории кокоса и персика:
В персиковых культурах, подобных США или Бразилии, люди склонны быть дружелюбными (мягкими) с новыми знакомыми. Они часто улыбаются прохожим, быстро переходят на обращение по имени, делятся информацией о себе и задают личные вопросы людям, которых едва знают. Но после недолгой дружеской беседы с персиком вы можете внезапно наткнуться на твердую косточку, где персик защищает свое истинное «я», и отношения резко прекращаются.
В кокосовых культурах, например в России или в Германии, люди первоначально более закрыты по отношению к тем, с кем не связаны узами дружбы. Они редко улыбаются прохожим, не спрашивают малознакомых людей о личном, не предлагают личные сведения тем, с кем не близки. Но со временем, когда кокос вас узнает, он становится теплее и дружественнее. И, хотя отношения строятся медленно, они обычно продолжаются намного дольше.
Кокосы могут по-разному реагировать на персиков. Некоторые трактуют доброжелательность как предложение дружбы, и, когда другая сторона не продолжает непреднамеренно обещанных отношений, они делают вывод, что персики искусственны и лицемерны. Так поступил немец в Бразилии, который озадаченно заявил: «В Бразилии люди так дружелюбны — они постоянно приглашают меня к себе на кофе. Я с радостью соглашаюсь, но уже в который раз они забывают дать мне свой адрес».
Другие сразу становятся подозрительными. Француженка, приехавшая в гости к моим родственникам в Миннесоту, была шокирована «персиковостью» Среднего Запада. «Официанты постоянно улыбаются и спрашивают меня, как сегодня идут дела! Они ведь даже не знают меня. Мне все это неловко и подозрительно. Чего они от меня хотят? Моя реакция — покрепче держаться за сумочку».
С другой стороны, как представитель персиковой культуры, я была не менее шокирована, когда приехала в Европу 14 лет назад. Новые польские, французские, немецкие или российские коллеги встречали мои милые улыбки и личные замечания холодной формальностью. Я воспринимала их каменные лица как признак высокомерия, снобизма и даже враждебности.
Journal information