
Используя идеи кибернетики и информационного понимания биологических систем, предлагается точное, научно обоснованное определение свободы воли и устанавливаются ключевые требования к агенту, который мог бы в принципе обладать ею.
Они таковы:
1) Должна быть самость (Я) для самодетерминации;
2) Должна быть ненулевая вероятность того, что существует более одной возможности действовать;
3) Должны быть внутренние средства выбора между возможностями (они не должны быть полностью случайными, случайность есть отсутствие выбора).
Чтобы выполнялось (1), агент самодетерминации должен быть организационно закрыт (самодостаточен?) ("кантианское целое"- для любого организованного существа его части существуют для и посредством целого и целое существует для и посредством своих частей).
Чтобы выполнялось (3):
4) Возможности должны генерироваться внутренней моделью Я, которая учитывает будущие состояния соответственно возможным реакциям\ответам\действиям;
5) Выбор среди этих возможностей требует оценки, с использованием внутренне генерируемой цели, определенной как объективная функция, представляющая общую "главную функцию" агента,
6) для "глубокой свободной воли" должно быть по меньшей мере два вложенных уровня выбора, и цели (4-5) должны достигаться агентом. Агент должен также быть способен реализовать свой выбор в физической реальности.
Единственные известные системы, удовлетворяющие всем этим критериям - живые организмы, не только люди, но широкий круг организмов. Главным препятствием к свободе воли в настоящее время у искусственных роботов является отсутствие у них "кантианского целого". Обладание сознанием представляется не обязательным, и минимальная сложность системы обладающей свободой воли может быть довольно низкой и включать относительно простые жизненные формы, способные, по крайней мере, к обучению.
/Источник/
Journal information