evan_gcrm (evan_gcrm) wrote,
evan_gcrm
evan_gcrm

Идеографический барьер



История творится вокруг нас.
Мы - часть истории.
Познание истории есть познание мира.


Человек познает мир через свои органы чувств. Видит, слышит, осязает, обоняет. Однако так можно познать лишь малую часть мира - ту, что находится в пределах области видимости, слышимости и т.д.
О происходящем за пределами этой малой области мы можем судить лишь со слов других людей, либо по косвенным знакам, оставляемым событиями.


Если человеку надеть очки, переворачивающие, искривляющие или как-то иначе искажающие изображение, то через короткое время зрение восстановится в прежнем виде. Человек перестанет замечать изменения и заживет как раньше.
Это означает, что мозг человека разбирается в законах, в соответствии с которыми произошло искажение, и корректирует его.
Сознание находит закон (перекодировщик) для правильного упорядочения поступающих с нейронов данных.

При познании истории нам тоже нужен такой перекодировщик.

С большой долей огрубления можно сказать, что сознание человека имеет три основных компоненты:
- Первая - общечеловеческая, общая для всех людей. Она содержит общие категории мышления. Ее рассматривал Кант.
- Вторая, менее общая компонента, значение которой обычно недооценивается - культурная, общая для людей одной культуры.
- Третья компонента - личностная, специфичная для каждого человека. Это область психоанализа, соционики и т.д.


Перекодировщик в идеале должен полностью описывать устройство человеческого сознания, и в этом смысле идеальный перекодировщик для каждого человека свой.

Насколько можно судить, культурная компонента наиболее сложна, а значит и наиболее важна для цели нашего исследования. С одной стороны она вносит самые сложные искажения, а с другой, из-за идентичности культурной компоненты у больших масс людей, перекодировщик для нее будет применим в широчайшем масштабе.
Раз созданный, такой перекодировщик сможет "выпрямить" культуру в целом. Интересующий нас перекодировщик для культурной компоненты сознания должен содержать описание этой компоненты, то есть описание свойств сознания, общих для всех представителей данной культуры.

Можно сделать одну гипотезу. Предположим, что классический психоанализ занимается изучением личностной компоненты сознания в нашем определении. С другой стороны хорошо известно что психоанализ с наибольшим успехом применяется в США, стране англосаксонской культуры. Американцы с его помощью действительно решают свои психологические проблемы, тогда как европейцам он помогает в гораздо меньшей степени.

Почему?

Возможно потому, что в англосаксонской культуре в целом культурная компонента сознания уже выпрямлена.

При сравнении английского книжного магазина с европейским в глаза сразу бросается одно обстоятельство.
Значительную часть ассортимента в первом составляют словари. Их изданием занимаются много конкурирующих издательств, так что словари печатаются на любой образовательный уровень. Это показывает гораздо большую системность англосаксонской культуры. Англичанину или американцу не составляет труда навести справки по любому интересующему его вопросу, причем ответ на вопрос будет довольно однозначен и не вступит в противоречие с ответами на другие вопросы.

Именно это, формирование целостной картины мира, служит признаком выпрямления культуры.

Для того, чтобы приблизиться к этому уровню, необходима (кроме политической самостоятельности и других важных условий) достаточная степень развития культуры и языка.

Перекодировщик можно построить лишь после расцвета культуры, когда накопится достаточное количество великих ее произведений. В своих произведениях сознание дает на себя информацию, благодаря которой рано или поздно устройство его будет разгадано. Культурная компонента сознания тождественна тому, что придает своеобразие национальной литературе, искусству и истории.



Есть гипотеза, что перекодировщик в Англии существует уже на протяжении почти четырех веков.
Это связано с тем, что все произведения искусства и литературы, созданные в последние века, есть дело рук представителей элиты, людей, пользовавшихся перекодировщиком.

В результате их деятельности культура наполнилась правильными фактами и интерпретациями, и влияние иррациональной культурной компоненты на представления было искоренено. Теперь их восприятие искривляется лишь личностной компонентой сознания, к исправлению чего и призваны психоаналитики.
А так как в этой области у каждого свои, личные проблемы, то и подход здесь должен быть индивидуальный. Нельзя построить универсальный перекодировщик личностной компоненты сознания.

Развитое общество - сконструировано с таким расчётом, чтобы противостоять попыткам нарушить его функционирование.
При том в обществе, конечно, действуют и законы, аналогичные законам природы.
Их можно сравнить с правилами шахматной игры. С правилами нельзя бороться, но по правилам можно играть и обыграть противника. Правила действуют одинаково для обоих игроков, но один из них выигрывает, а другой проигрывает.

Можно сказать, что и в номотетическом и в идеографическом обществе действуют одни и те же шахматные правила. Но в номотетическом ходы делаются случайно, и ход игры может изучаться статистическими естественнонаучными методами. В идеографическом же обществе ходы делаются осмысленно. Для стороннего наблюдателя это должно выглядеть как странная аккумуляция случайностей. Случайности вдруг начинают работать в одном направлении.

Огрубляя ситуацию, в развитии общества можно выделить момент перехода из первой категории во вторую.
Назовём его идеографическим барьером.
В принципе можно представить себе постепенное превращение общества из номотетического в идеографическое; однако, по-видимому, в большинстве случаев это происходит скачком.

Переход барьера наблюдаем, например, по следующей причине. Общество, только преодолевшее его, получает немедленно огромное преимущество над соседями. Оно становится в некотором смысле сверхцивилизацией, и демонстрирует удивительные свойства, выделяющие его среди окружающих его социальных организмов. Разумеется, не в интересах такого общества помогать соседям переходить барьер.

Англия преодолела идеографический барьер в XVII-XVIII веках. Авторы уверены, что именно преодоление этого барьера позволило Англии занять доминирующее положение в мире; такие явления, как промышленная революция и колониальные захваты, лишь сопутствовали преодолению барьера, были его видимыми выражениями.



Соединённые Штаты дают любопытный пример государства, перешедшего барьер (в первой половине XX века) при помощи другого государства - Англии. Не в интересах идеографического общества создавать себе конкурентов. Идеографическое общество трудно контролировать извне, если вообще возможно.
Так что одно идеографическое общество может создать другое только как преемника, наследника, собираясь сойти со сцены.

Из сказанного можно сделать вывод о том, что перекодировщик имеет свойство быстро переставать быть нужным.
Его задача - произвести некоторые изменения в культуре, после чего надобность в нем отпадает. Возможно, именно поэтому сейчас затруднительно указать, что же конкретно сыграло роль перекодировщика для англосаксонской культуры. Весьма вероятно, что это произведение сейчас забыто и его не читал никто кроме специалистов-историков и литературоведов.
Это произведение также могло не быть литературным.


История любой культуры делится на две эпохи: "до перекодировщика" и "после перекодировщика".
- В первую, иррациональную эпоху процветает философия.
- Во вторую философия пропадает, либо переходит в новое качество.


Людям первой эпохи философия второй эпохи кажется неглубокой. Немцы и французы смеются над английской философией. Так слепые смеются над зрячими, когда те занимаются рисованием прекрасных картин (или чертежей боевых машин). Слепой щупает и чувствует лишь шершавую поверхность. Зрячий же видит прекрасный разноцветный узор.

Англичане для себя уже ответили на те вопросы, на которые пытается дать ответ классическая европейская философия. И ответ таков, что сами вопросы обессмысливаются, заменившись на другие, непонятные европейцам.

Можно также с высокой долей уверенности утверждать, что народов, прошедших этот пороговый уровень, было немного в истории человечества.

Возможно, всего два-три.

Понимание мало чем отличается от действия.

Построение перекодировщика позволяет начать действовать.
Политика поднимается до уровня одной из важнейших составляющих национальной культуры, привлекая к себе лучших людей. Ведь если раньше ум мало помогал в политике так как не было возможности его применить, то теперь препятствия устранены и дорога свободна.

/Источник/



Картинки кликабельны.



Tags: История, Общество, Сознание, Человеческий мир
Subscribe
promo evan_gcrm march 28, 19:35 75
Buy for 30 tokens
Основополагающим элементом, основным двигателем всей жизни, является репликатор. Скопированная информация - это и есть «репликатор». На Земле первый репликатор довольно бесспорный - это гены, или информация, закодированная в молекулах ДНК. Точнее это первый репликатор, о котором мы знаем.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments