
Мое направление, выросшее из многолетнего опыта общения с шизофрениками, породило странное определение здоровья.
Я пришел к убеждению, что социально адаптированный человек – приспособленный к своей культуре – по сути, двуличен.
Он ведет в обществе нечестную игру, претендуя, что его видение мира совпадает с видением мира других людей.
Я убежден, что все мы так же нечестны, как и средний политик: важно рассуждаем и так, и сяк, делая вид, что не являемся центром наших слов, тщательно скрываем нашу личную жизнь и выстраиваем искусственный социальный фасад – по сути нечестный.
С этой точкой зрения согласуется и мое убеждение, что психопатология – показатель психологического здоровья.
Бытие – это становление...
Каждый из нас действует в рамках своего набора верований, большею частью неявных, но во многом влияющих на наш образ жизни и взаимоотношения с людьми.
Ничему действительно стоящему научить невозможно.
Этому люди учатся сами.
Процесс обучения тому, как учиться, процесс открытия своей собственной эпистемологии – как ты обращаешься с открытиями, новыми мыслями, идеями, мнениями, – это то, за что надо сражаться, чтобы все более и более становиться тем, кто ты есть.
Действие предохраняет нас от бытия в том смысле, что, если ты все время чем-то достаточно занят, то не обязан быть кем-то. Можешь все больше и больше стараться быть не таким, какой ты есть – лучше или сильнее, более похожим на кого-то еще и меньше на того себя, которого ты открыл раньше.
Бытие как становление означает: надо учиться быть всем тем, что ты собой представляешь.
Это опасный процесс, потому что общество терпит лишь определенные типы личности.
Первый шаг состоит в том, чтобы научиться слышать себя.
Не побояться найти такое время, когда ничего не происходит, когда всего-навсего ждешь, что придет изнутри тебя – не снаружи и не от кого-то еще.
Для творчества необходимы уединение и время.
Слушайте себя.
Фрейд открыл и, по мере развития психоанализа, широко распространил в обществе такую вещь: ничто не является слишком неважным.
Все, что выражает нас, символично и поэтому значимо (символическое всегда несет в себе нечто большее, чем голый факт). Вы должны понимать: все из нас исходящее является приглашением узнать о себе нечто важное.
И надо хорошо понимать: истины нет.
Есть только подходы к истине, и то, о чем вы думаете или что вас удивляет, является в высшей степени истинным, кажется ли оно хорошим, плохим или маловажным.
Journal information