evan_gcrm (evan_gcrm) wrote,
evan_gcrm
evan_gcrm

Стратегические игры



Вы играете в стратегические игры постоянно: с родителями, братьями и сестрами, друзьями и врагами и даже с преподавателями. По всей вероятности, вы накопили достаточно приличный объем интуитивных знаний и навыков ведения таких игр и мы надеемся, что вам удастся связать эти знания с изложенным.


[Стратегические игры и теория игр — это самое важное, что может быть в жизни, а значит пора приступить к разбору примеров:]
Стратегические игры и теория игр — это самое важное, что может быть в жизни, а значит пора приступить к разбору примеров:



Обводящий удар

Теннис — отличное поле для стратегических игр.
Как поступить игроку А для того, чтобы обыграть игрока Б — ударить по линии поля или по диагонали?
А следует ли игроку А ожидать удара по линии и делать наклон в одну сторону или рассчитывать на удар по диагонали и наклониться в противоположную?

Самый эффективный — удар по линии, тут и мячу лететь меньше, и противнику останется меньше времени на то, чтобы среагировать. Но если постоянно использовать его, то игра будет слишком предсказуемой, а значит противник будет постоянно готов к удару. Следовательно, использовать удар по диагонали необходимо достаточно часто, и тогда игроку А каждый раз будет необходимо принимать решение либо в пользу противодействия удару по линии, либо по диагонали.

Основной принцип действия в данной ситуации:

Игроку Б следует сосредоточиться на том, что ему лучше не делать, чем на том что следует сделать. Иначе игрок А будет готов к удару и шансы на успех будут ниже.

Этот пример хорошо иллюстрирует ситуация, где главному герою нужно отравить один из бокалов и предложить его злодею, но где гарантия, что злодей не угадает намерения героя и не возьмет бокал с неотравленным вином, тем более если раньше он уже сталкивался с чем-то подобным?

Вывод: в похожих ситуациях следует действовать бессистемно, а отравить лучше оба бокала, тогда это точно сработает. Но не забывайте про противоядие!



Мышиная возня

Дилемма заключенных известна уже давно, но как ее применить в иных случаях кроме дознания.

Представим, что вы записались на курс, где оценки ставятся по средней успеваемости. При этом независимо от ваших успехов только 40% студентов получат оценку «отлично», а другие 40% «хорошо», для оставшихся 20% эти оценки будут недоступны, как бы ни были хороши их результаты в абсолютном выражении.

Выходит, что для достижения хороших результатов вам нужно трудиться не только в учебе как таковой, но и следить за успехами товарищей. Большинство студентов понимают, что это все мышиная возня, и после первой лекции собираются, чтобы договориться не проявлять излишнее усердие в учебе.

И все было бы хорошо, но через пару недель желание получить хорошие оценки становится слишком сильным, и студенты начинают нарушать договоренность, проводя за учебой все больше времени. К тому же ваши сокурсники не узнают об объемах ваших усилий и не могут как-то реально повлиять на вас, а высокий балл явно стоит немного больших усилий.

Но проблема в том, что так же решают и остальные студенты, и как итог — вы получите ровно ту же оценку, как если бы все придерживались договоренности. Вот только есть одно отличие — вы потратите на учебу больше времени, чем хотелось бы.

Принято считать, что в любой игре есть победитель и проигравший, но дилемма заключенных не из их числа — в ней могут проиграть как и победить все игроки.

К дилемме заключенных относятся разнообразные ежедневные действия, такие как гонки вооружений или когда вы встаете с места на стадионе для лучшего обзора. Все случаи разные, но их объединяет одно — так как все участники следуют по одному пути, то результат остается неизменным, и никто из участников игры не получает весомого преимущества.



Спущенная шина

В Америке среди студентов есть распространенная байка, хорошо иллюстрирующая стратегию в играх с последовательными ходами. Ситуация схожа с дилеммой заключенных, но все же немного иная:

Два студента изучали химию, у них были хорошо сданы тесты и лабораторные, а для заключительной аттестации оставался только экзамен. Он был назначен на понедельник, и ребята были настроены на получение высшей оценки, но так вышло, что в субботу они решили отдохнуть на вечеринке. Как итог — все воскресенье вместо подготовки они провалялись с похмельем.

Понимая, что без подготовки у них мало шансов сдать экзамен на отлично, студенты решили рассказать профессору химии трогательную историю о спущенном колесе, из-за которого все выходные были насмарку, и они не смогли подготовится. Также они попросили принять у них экзамен завтра, так как они только приехали и очень устали.

Подумав, профессор согласился, а ребята пошли экстренно штудировать материалы.

Придя на следующий день на экзамен, их рассадили по разным аудиториям и дали задание. Задание состояло всего из двух вопросов: первый был очень простой и оценивался в 10 баллов по 100-бальной шкале, а второй был на другой странице и оценивался в 90 баллов.

Второй вопрос заключался в простой фразе: «Так какая шина спустила?».

Эта отличная история несет два важных стратегических урока: не стоит недооценивать своего оппонента и будущие ходы стоит просчитывать наперед, а затем анализировать их в обратном порядке для определения оптимальных действий.

К слову, из-за того что студенты заранее не согласовали ответы, то вероятность их совпадения всего 25%.

Для правильного ответа нужно подумать не только о логичном и очевидном ответе, но и о его очевидности для товарища. Таким образом, можно гадать до бесконечности. И хотя логичным ответом кажется переднее правое колесо из-за близости к обочине, где могут быть стекла и гвозди, но при опросе студентов более 50% отвечали переднее левое. Почему — никто не знает, но этот ответ им показался более очевидным.



Защита от манипуляций

Многие преподаватели не переносят экзамены ни при каких условиях. С одной стороны это может показаться жестоким, но если задуматься, то их позиция становится понятной.

Большинство преподавателей добрые и отзывчивые люди, и они были бы рады давать студентам поблажки, но из-за своей доброты они могут попасть в сложную ситуацию.

Почувствовав слабину, студенты могут начать ей пользоваться и, как итог, может быть сорван учебный процесс, ведь не всегда получается отличать правду от лжи, особенно если оправдания однотипны. А значит придется все принимать на веру.

Самый простой способ избежать неловких ситуаций и будущих неудобств — даже не начинать давать какие-либо поблажки. Но как сделать свой отказ достоверным. Лучший способ — сослаться на администрацию заведения и ее указания, ведь если он им не последует, то преподавателя могут наказать.

Но что делать если администрация не дает спасительных ограничений — в этом случае следует сослаться на собственные принципы и озвучить их при знакомстве со студентами. А как только возникнет ситуация с оправданиями, напомнить об озвученных принципах и призвать к чувству справедливости: «Если я пойду на поблажки с вами, то также придется поступить и с другими студентами, а вы знаете — это неприемлемо».

Эта стратегия обязательств и связанных с ними обещаний и угроз. Обширная тема, на которой строится множество других игровых стратегий.



Тянем до последнего

У многих есть опыт проживания в общежитии или на съемной квартире вместе с товарищами, и наверняка в процессе накопления этого опыта случались ситуации, когда заканчивается порошок или моющее средство, но идти за ними нет никакого желания. Тогда мы начинаем надеяться, что сосед сходит и купит, и тянем до последнего или все же пойдем в магазин и приобретаем необходимое?

Бывает по-разному, но зачастую все тянут до последнего, и в магазин идет именно тот, кому «повезло» столкнуться с закончившимся, но очень необходимым стиральным порошком или чем-то еще. Такие ситуации бывают доходят до конфликтов и крупных ссор, но мы рассмотрим ее со стороны стратегической игры.

Ситуацию стоит рассматривать с двух сторон.

Первая — простой бинарный выбор — идти или не идти в магазин. И тут лучший вариант — если сосед пойдет в магазин, а вы останетесь дома, и худший — если пойдете вы, а сосед будет сидеть перед приставкой. При этом если вы оба пойдете в магазин, не известив друг друга, то произойдет ненужное дублирование покупок и возможная порча продуктов, а если никто не пойдет, то возможна локальная катастрофа, как, например, закончившаяся туалетная бумага, о чем кто-то может узнать в час нужды.
Одно из названий этой стратегической игры — «игра в труса».

Вторая — война на истощение, и она несколько интереснее. В это войне каждый участник старается переждать соседей и рассчитывает, что у кого-то терпение кончится раньше. При этом риск того, что закончится что-то важное и произойдет катастрофа и последующая ссора, повышается. Здесь каждый игрок допускает обострение ситуации до своей точки терпимости, а в итоге проигрывает самый нетерпеливый. В этой войне каждый участник оценивает готовность других игроков дойти до катастрофы, и называется это «балансирование на грани». Это тоже вариация игры в труса, но более динамичная.

Балансирование на грани — это игра с повышающимся обоюдным риском, и у нее может быть только два исхода. Первый — один из игроков достигает своей точки терпимости и уступает, а второй — риск повышается до критического уровня и возникает ссора. Чаще всего второй вариант гораздо хуже для всех.



Игра в свидания

Когда вы собираете на свидание, то хотите предстать перед партнером в лучшем виде и произвести на него наилучшее впечатление, ведь если у вас это не получится, то отношений может и не выйти — второго шанса произвести первое впечатление уже не будет.

В тоже время вы бы хотели узнать не только о положительных чертах партнера, но и об отрицательных — ведь хочется быть ко всему готовым. Но загвоздка в том, что не только вы владеете искусством проведения свиданий.

Вот и выходит, что в течение первого свидания и вы и оппонент будете друг друга оценивать, пытаясь понять, какие негативные качества вы скрываете друг от друга, и что из показанных позитивных истина, а не напускное. Так, например, подарки могут показать щедрость и готовность ради вас чем-то пожертвовать, но подарки стоит оценивать с точки зрения ценности для оппонента. Букет цветов для студента будет настолько же ценен как и кольцо с бриллиантом для миллиардера. Но время миллиардера может стоить намного больше того самого кольца.

Кроме того, подача и сокрытие информации происходят не только на первом свидании, но и на протяжении всех отношений. Вот история, которая отлично это иллюстрирует:

В Нью-Йорке мужчина и женщина снимают квартиры с регулируемой государством арендной платой. Такое жилье всегда выгодно снимать в отличии от частных предложений. Отношения пары развивались, и они пришли к решению жить вместе. Женщина предложила жить у нее и отказаться мужчине от его квартиры. Но он решил оставить квартиру, объяснив это тем, что всегда лучше иметь несколько вариантов. А так как вероятность разрыва хоть и минимальна, но остается, то ему, учитывая риск, лучше оставить выгодную по аренде квартиру в съеме. Женщина восприняла ответ негативно и разорвала отношения.

Рационалисты подтверждают целесообразность широкого выбора, но в данном случае причину объяснения действий женщины следует рассматривать со стороны стратегии. Так как она не была уверена в своем партнере, то решила таким образом его проверить на надёжность, и он эту проверку не прошел. Мало сказать «Я тебя люблю», слова стоит подтвердить делом, и в данном случае подтверждением был бы разрыв договора аренды, а отказ мужчины стал достаточным подтверждением обратного. И разрыв отношений со стороны женщины был логичным.

Этот пример относится к классу стратегических игр, опирающихся на собственный опыт, и их главный инструмент — манипулирование информацией.

Так стратегии, передающие информацию, называются сигналами, а стратегии, побуждающие к раскрытию информации, инструментами скрининга.

Так и в примере действия женщины были скринингом, а действия мужчины сигналом. Методология использования стратегий скрининга и сигнализирования широка и достойна отдельной публикации.






Когда вы тщательно все взвешиваете, прежде чем что-либо предпринять, то есть осознаете свои цели или предпочтения, а также любые ограничения или требования к вашим действиям, и обдуманно выбираете свои действия, чтобы добиться максимального успеха исходя из  собственных критериев, считается, что вы ведете себя рационально.
Теория игр привносит еще один аспект в  понятие рационального поведения, а именно: взаимодействие с другими, в равной степени рациональными людьми, принимающими решения.
Иными словами, теория игр — это наука о рациональном поведении в интерактивных ситуациях.

Когда человек (команда, компания или правительство) решает, как строить взаимоотношения с  другими людьми (командами, компаниями или правительствами), это обязательно предполагает взаимовлияние действий: то есть то, что делает одна сторона, неизбежно сказывается на результате, полученном другой стороной.
Однако для того, чтобы взаимодействие получило статус стратегической игры,
необходимо нечто большее, а именно взаимная осведомленность участников игры о наличии такого перекрестного эффекта.
Когда вы знаете, что другой человек тоже в курсе, что ваши действия повлияют на него, вы понимаете, что он предпримет аналогичные шаги, и т. д.
Именно эта обоюдная осведомленность о взаимовлиянии действий, а  также меры, предпринятые вследствие такого знания, и есть самые интересные аспекты стратегии.

Стратегические игры возникают во множестве различных контекстов и, соответственно, имеют множество разных свойств, подлежащих изучению. Данную задачу можно упростить, разделив эти свойства на несколько категорий, в каждой из которых можно выделить два чистых типа игр, а затем представить любую реальную игру как их смешение.


1. Ходы в игре выполняются последовательно или одновременно?

Большинство реальных игр объединяют ходы обоих типов.

Различие между играми с  последовательными и  одновременными ходами крайне важно, поскольку эти два вида игр требуют разных типов интерактивного мышления.
В игре с последовательными ходами каждый игрок должен думать вот о чем: если я сделаю это, то как мой соперник отреагирует? Ваш текущий ход зависит от оценки его последствий. В случае игры с одновременными ходами перед вами стоит более сложная задача: попытаться определить, что ваш соперник предпримет в данный момент. Однако вы должны понимать, что ваш оппонент также пытается предугадать ваш текущий ход, осознавая при этом, что вы делаете то же самое по отношению к нему. И вам обоим придется найти выход из этого замкнутого круга.




2. У игроков есть общие интересы или они полностью противоречат друг другу?

В простых играх, таких как шахматы или футбол, есть победитель и побежденный. Победа одного игрока означает поражение другого. Точно так же в азартных играх выигрыш одного игрока означает проигрыш другого, то есть общий итог равен 0.
Именно поэтому эти ситуации называют играми с нулевой суммой. Термин «игра с нулевой суммой» часто заменяется термином «игра с постоянной суммой».

В действительности большинству игр присуще противоречие между конфликтом и партнерством, и многие из самых интересных примеров анализа в теории
игр связаны с необходимостью его устранения.
Игроки пытаются разрешить конфликт (разделить территорию или прибыль) исходя из знания о том, что, если им не удастся договориться, результат окажется неблагоприятным для всех участников игры.
Даже в случае игры с постоянной суммой для всех игроков, если в ней три (или более) участника, существует вероятность, что два из них объединятся против третьего, что приводит к необходимости изучения альянсов и коалиций.



3. Игра проводится разово или многократно, с одним и тем же или с меняющимися соперниками?

В однократных играх каждый игрок мало знает об остальных — например, каковы их возможности и приоритеты, умеют ли они просчитывать свои наилучшие стратегии, есть ли у них слабые стороны, которые можно было бы использовать, и т. д. Следовательно, в таких играх конфиденциальность или неожиданность — важная составляющая эффективной стратегии.

Игры с развивающимися отношениями требуют противоположных рассуждений. Здесь у вас есть шанс создать себе репутацию (жесткости, справедливости, честности, надежности и  пр., в  зависимости от  обстоятельств), а  также больше узнать о  сопернике. Вместе игроки могут лучше использовать взаимовыгодные перспективы, договорившись со временем разделить трофеи («выигрывая» по очереди) или наказать обманщика в будущих играх (стратегия равноценных ответных действий, или «око за око»).



4. Располагают ли игроки полной или равноценной информацией?

Такая информационная проблема возникает по причине неопределенности игрока относительно соответствующих переменных, которые носят как внутренний, так и внешний характер по  отношению к  самой игре. Например, игрок может не  знать наверняка, какими будут внешние обстоятельства, такие как погода во  время выходных или качество продукта, который он хочет купить; мы называем эту
ситуацию внешней неопределенностью. Или игрок может сомневаться насчет того, какие именно ходы сделал его соперник в прошлом или делает одновременно с его собственными ходами; мы называем это стратегической неопределен­ностью. Если в игре нет ни внешней, ни стратегической неопределенности, мы говорим, что это игра с совершенной информацией; в противном случае — игра с несовершенной информацией.

Более сложные стратегические ситуации складываются в случаях, когда одному игроку известно больше, чем другому, и называются играми с неполной или (что еще лучше) с асимметричной информацией. В подобных ситуациях попытки игрока логически вывести, скрыть, а иногда и сообщить личную информацию становятся важным элементом игры и стратегий.

Возможно, вам кажется, что, владея исключительной информацией, вы всегда должны скрывать ее от соперников.

Но это не так.

Общий принцип таков: необходимо раскрывать информацию выборочно.
Вы  должны обнародовать хорошую информацию (то  есть ту, которая повлечет за собой выгодные для вас ответные действия других игроков) и скрывать плохую (то есть ту, которая может нанести вам вред).
Однако здесь возникает одна проблема.
Ваши соперники по  стратегической игре — это целеустремленные, рациональные игроки, и они знают, что вы тоже относитесь к их числу. Такие соперники обязательно распознают ваш побудительный мотив преувеличить или даже солгать. Следовательно, они не примут ничем не подкрепленные заявления о ваших успехах или возможностях. Их убедят только объективные данные или действия, подтверждающие надежность вашей информации. Такие действия со стороны более осведомленного игрока называются сигналами, а стратегии, которые их используют, — сигнализированием. Напротив, менее осведомленный игрок может создавать ситуации, в которых более осведомленному игроку придется предпринять действия, достоверно раскрывающие информацию о  нем; такие стратегии называются скрининговыми, а  применяемые в  них методы  — инструментами скрининга. Слово скрининг употребляется здесь в значении проверки в целях просеивания или разделения информации, а не в смысле ее сокрытия.

Теперь мы видим, что когда разные игроки имеют различную информацию, то само манипулирование ею становится стратегической игрой, возможно, даже более значимой, чем та, которая начнется после информационного этапа.



5. Являются ли правила игры фиксированными или ими можно манипулировать?

Правила игры в шахматы, карточные или спортивные игры устанавливаются заранее, и каждый игрок должен их придерживаться, какими бы необоснованными или странными они ни казались. Тем не менее в играх, которые ведутся в бизнесе, политике и обычной жизни, игроки могут следовать собственным правилам.

В таких ситуациях настоящая игра происходит на  ее предварительном этапе, в ходе которого устанавливаются правила; и свои стратегические навыки вы должны применить непосредственно в  этот момент. Фактическое ведение дальнейшей игры может носить сугубо механический характер, вы даже могли бы делегировать эту задачу кому-то другому. Однако, «проспав» предварительный этап, вы рискуете обнаружить, что проиграли игру еще до ее начала.

Различие между изменением правил и  действиями в  рамках выбранных правил будет для нас наиболее важным при изучении таких стратегических ходов, как угрозы и обещания. По сути, вопрос о том, как сделать свои угрозы и обещания достоверными или как снизить уровень достоверности угроз соперника, относится к предварительному этапу игры, когда происходит манипулирование правилами дальнейшей игры и может возникнуть необходимость в выполнении обещаний или угроз.

Но если манипулирование правилами и есть настоящая игра, то что тогда определяет правила самóй предварительной игры?
В большинстве случаев они зависят от достоверных фактов о врожденных способностях игроков.
Кроме того, игроки не всегда осведомлены о способностях соперников, что зачастую превращает предварительную игру в игру с неполной или асимметричной информацией, которая требует более тонких стратегий и время от времени приводит к большим неожиданностям.



6. Можно ли обеспечить выполнение соглашений о сотрудничестве?

Мы видели, что большинство стратегических взаимодействий состоят из смешения конфликта и общих интересов. Стало быть, у участников взаимодействия есть все основания собраться и договориться о том, что каждый из них должен делать, чтобы уравновесить взаимную заинтересованность в  максимизации общей выгоды и устранить противоречия в плане разделения выигрыша. Такие переговоры могут вестись в несколько раундов, в ходе которых переговорщики заключают предварительные соглашения, ищут более приемлемые альтернативы и завершают сделку только тогда, когда ни одна группа игроков не находит что-либо лучше. Тем не менее даже после окончания процесса часто возникают дополнительные трудности с практической реализацией достигнутого соглашения.

Например, все игроки в конечном счете должны выполнить оговоренные в соглашении действия. А когда все остальные делают это, отдельно взятый игрок может получить более приемлемый для себя результат, делая нечто иное. И если каждый из них подозревает, что остальные могут его таким образом обмануть, было бы глупо с его стороны придерживаться договоренностей.

Соглашения о сотрудничестве будут эффективными, если все игроки действуют незамедлительно в присутствии всей группы, однако такие договоры достаточно редки. Гораздо чаще участники игры расходятся после достижения соглашения и  предпринимают свои действия в  частном порядке. Тем не  менее если за  эти-
ми действиями могут наблюдать другие игроки, а третья сторона (например, суд)
способна обеспечить их выполнение, то соглашение о сотрудничестве может до-
стичь поставленной цели.

Однако зачастую действия отдельных игроков не поддаются непосредственному наблюдению или принудительному выполнению, а без этого соглашение о сотрудничестве может достичь цели только в случае, если соблюдение его условий отвечает интересам всех участников игры. К этой категории относятся игры между суверенными странами, многие игры с личной информацией и игры, в которых действия либо находятся вне закона, либо слишком тривиальны, либо требуют чересчур больших затрат, чтобы обеспечивать их выполнение в суде. На самом деле игры, в которых соглашение о совместных действиях не имеет силы, составляют подавляющее большинство стратегических взаимодействий.

В  теории игр используются специальные термины, отображающие различие между ситуациями, в которых соглашения о сотрудничестве подлежат исполнению и в которых их реализация невозможна. Первые называются кооперативными играми; вторые — некооперативными играми.

Важное различие состоит в том, что в так называемых некооперативных играх сотрудничество осуществляется только в случае, если каждый отдельно взятый участник игры заинтересован в продолжении выполнения предписанных действий. Возможность получения кооперативного исхода от некооперативного поведения — одно из самых интересных открытий теории игр.

/Диксит Авинаш, Скит Сьюзан, Рейли-младший Дэвид |«Стратегические игры. Доступный учебник по теории игр»/



Теория игр.



Человечки Лефевра. Проблематика Добра и Зла.
Человечки Лефевра. Проблематика этического поступка.
Человечки Лефевра. Рождение двух этических систем.
Человечки Лефевра. Простые социальные структуры.
Человечки Лефевра. Политические теории.
Человечки Лефевра. Героическое поведение.
Человечки Лефевра. Замки, рыцари и драконы.




Tags: Общество, Технологии, Человеческий мир
Subscribe
promo evan_gcrm march 28, 19:35 75
Buy for 30 tokens
Основополагающим элементом, основным двигателем всей жизни, является репликатор. Скопированная информация - это и есть «репликатор». На Земле первый репликатор довольно бесспорный - это гены, или информация, закодированная в молекулах ДНК. Точнее это первый репликатор, о котором мы знаем.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments