Первым, кто научно обосновал природу «дисперсии света» – цветных полос, появляющихся при разложении белого солнечного цвета оптической призмой, – был основатель классической механики англичанин Исаак Ньютон (1643-1727).
Он считал, что белый солнечный свет есть сумма световых лучей, обладающих различной силой преломления. Аналогично ступеням музыкальной октавы он различал в спектре солнечного света семь областей (красный – оранжевый – жёлтый – зелёный – синий – индиго – фиолетовый), воспринимаемых человеческим глазом как цвета радуги.
До нас дошёл несколько уточнённый в последствии состав спектра: красный – оранжевый – жёлтый – зелёный – голубой – синий – фиолетовый.
Не менее важным, если не сказать больше – принципиально иным, вызвавшим так и не стихшую до сих пор полемику в научном сообществе, стало «Учение о цвете», опубликованное в 1810 году великим немецким поэтом и естествоиспытателем Иоганном Вольфгангом Гёте (1749-1832). Нужно сказать, что сам автор ценил свою работу по цвету много выше своего поэтического творчества.
При рассмотрении предметов через оптическую призму Гёте заметил цветные полосы, появляющиеся на границе областей светлого и темного. Это открытие натолкнуло его на вывод, который стал основой его учения о цвете. Великолепие спектральных цветов, по мнению Гёте, это исключительно игра противоположностей – света и тьмы.
Наличие двух противоположных полюсов – это существенная характеристика цветов в самых различных их проявлениях.
Гёте считал, например, что за создание цвета ответственна сама призма, а не свет, сквозь неё проходящий, а также что темнота это не отсутствие света.
Гёте рассматривает все явления, связанные с цветом, исключительно с позиций воздействия цвета на человека: физиологическое и психологическое. Его теория намного глубже Ньютоновой, являющейся чисто физической теорией, – отмечал Рене Юиг в своем докладе на конференции «Царство цвета», состоявшейся в августе 1972 г. в Асконе (Швейцария).
Объясняя психологический эффект и подчёркивая ту роль, которую играет цвет в драме света и тени он попытался обосновать возрождающийся сегодня интерес специалистов к теории Гете, в свое время не оценённой по заслугам.
Несколько позже два не менее известных француза – Лу Пастер (1822-1895) и Пьер Кюри (1859-1906) исследуя кристаллы, фактически дополнили друг друга в своем результате тем, что научно обосновали ключевую идею Гёте об оптической активности «живой» природы.
/Эдуард Афонин/
Годный конспект книги по теории цвета Иоганеса Иттена «Искусство цвета».
Journal information