В продолжение тем:
Советская матрица.
Еще раз о городах.
О плотности.
Архитектура — величайшее из искусств не потому что «застывшая музыка», а потому что определяет наше бытие и, следовательно, сознание.
Мы в ней живем — как рыба в воде, как птица в воздухе. Она определяет наше поведение, наше понимание собственного места в мире.
Низкий дверной проем заставляет кланяться при входе. Высокая стрельчатая арка наводит на мысли «о высоком». Соседство монументальных колонн заставляет выпрямиться — или, наоборот, признать собственное ничтожество и постараться прошмыгнуть незаметно. Высота потолка коррелирует с самооценкой.
Архитектура формирует общество.
Но верно и обратное: по архитектуре можно судить об обществе. Из всех искусств зодчество — самое объективное и вполне красноречивое. Именно потому, что по форме бытования — коллективное, то есть социальное.
Поэт может писать «в стол». Художник может заставить холстами всю мастерскую и не показывать картины никому. Это их личное дело, обществу не больно-то и интересно. Но чтобы на свет появилось нечто архитектурное, необходимо, чтобы пришли к некоему согласию заказчик, архитектор и строитель.
Нужно, чтобы первый сформулировал, что он, собственно, хочет.
Второй — смог это смутное «ну, что б красиво, и вообще» перевести в проектную форму.
Третий — сумел воспроизвести проект в материале, не перепутав местами этажи.
Так что архитектура всегда выражает не автора-гения-индивидуума, а общество-нравы-эпоху.
Какой дом построим — так и будем жить.
Journal information