Рассказ, услышанный мной от гражданина нашего королевства покойного князя Бориса Голицына. Он в свое время восемнадцать лет растил кофе в Конго и даже встретил там революцию, но успел благополучно убраться домой.
Так вот, был у него в хозяйстве хлопчик, несколько более воспитанный и мозговитый, чем в среднем по деревне. Князь Борис взял его с плантации в факторию, кладовщиком-счетоводом, и иногда от нечего делать ему покровительствовал и давал всякие полезные советы.
Вот, например, было замечено, что юноша каждый вечер, окончив работу, аккуратно покупал себе полкило рису на ужин. И князь дал ему полезный совет – купить сразу двадцатикилограммовый мешок. Оно и дешевле оптом, и не взвешивать каждый раз, и с кулечком не гужеваться.
Хлопчик слушал, кивал, но продолжал поступать по-своему.
Князю не нравилось, когда его советы игнорируют, и вот в один прекрасный день он таки настоял на оптовой закупке риса и даже тачку парню одолжил.
И что же вы думаете?
Назавтра парень явился на работу какой-то скучный и задумчивый. Тачку задвинул в угол с некоторой даже обидой какой-то. День прошел, он свернул свои гроссбухи, подмел земляной пол и, положив тридцать копеек на прилавок, потребовал полкило риса. Князь Борис ажно подпрыгнул.
Ты что, парень?
Забыл, что у тебя дома месячный запас?
- Йопт! – заорал внезапно воспитанный хлопчик и выразительно шваркнул белую панаму об земляной пол. – Нет у меня риса, нет ни крошки! Чтоб вам, белым, пусто было с вашими советами!
Оказалось, что, едва он сгрузил мешок у себя в хижине, как к ним зашла тёща и взяла взаймы килограмчик. Потом прибежали два брата с женами и тоже взяли по ведерку до зарплаты. Тётки и кузены уже выстроились в небольшую очередь и спрашивали, а нет ли у него случайно и сорго, или бататов по килограмму в руки. Потом повалили школьные друзья, а также враги и вся остальная деревня. Опоздавшим уже досталось совсем мало или вовсе ничего, и они дико обиделись на хлопчика.
– А ещё в панаме! – орали они. – Зажрался на своей фактории при Большом Белом Баасе Борисе! Ну погоди, мы те покажем социальных лифтов! и так далее, всю ночь.
Семья легла спать без ужина.
С тех пор, до самого объявления Независимости, хлопчик так и продолжал покупать каждый вечер полкило риса, а князб Борис, на то глядя, только вздыхал иногда и почесывал репу под своим эксплуататорским шлемом, размышляя о загадочной африканской душе.
Родство
Выживет только один
Как шакалы обезьян приручили
О говорящих обезьянах
Племя Пираха
Человек после смерти попадает в Европу
Человеческая бесконечность
Проторелигия
Что делает нас здоровыми и счастливыми
Традиционная семья
"Одна Плоть"
Journal information