
Психоанализ утверждал, что поведение человека в очень большой степени определяется мотивами, которые сам человек не в состоянии осознать.
Эти мотивы как правило враждебны его сознательным установкам поведения и не только не подконтрольны сознанию, но, напротив, подчиняют сознание себе, меняют осознанное представление человека о мире и о самом себе в угодном этим мотивам направлении.
Очевидно, что общество, его структуры и механизмы власти могут успешно и целенаправленно регулировать только осознанное поведение человека.

Нет, это не следует понимать слишком упрощенно.
Разумеется, социальные процессы, весь комплекс отношений человека и общества влияют и на его бессознательное. Но это влияние не подчинено сознанию и результаты его не осознаются.
А это значит, что невозможно оказывать на бессознательное направленное и однозначное воздействие и контролировать полученный эффект.
Кто может гарантировать, что весь воспитательный процесс, призванный превратить человека в послушное и "сознательное" орудие системы и власти не вызовет мощный протест на уровне подсознания?
Причем протест этот даже трудно выявить (разве что по опискам и оговоркам), так что невозможно вести с ним открытую борьбу, и тем не менее он подспудно влияет на все поведение человека и на его восприятие мира, сводя на нет все усилия воспитателей.
Благодаря существованию бессознательного человек ускользает из под влияния тоталитарной системы.
Он сохраняет свою индивидуальность и уникальность.
Люди не превращаются во взаимозаменяемые роботы. Коллектив состоит из личностей, а не из винтиков.
Тоталитарная система не может этого допустить. Она не может позволить себе зависеть от скрытых, не поддающихся отчету и контролю побуждений и настроений индивида. И она объявила войну бессознательному. У человека никакого бессознательного быть не может и не должно — это пожалуй самая опасная из всех видов частная собственность.
/Источник/
Journal information