
Деградация архитектуры, как это часто бывает, началась с благих намерений.
Ещё при Бисмарке, пытаясь создать подобие социального государства, немецкие политики задумались об улучшении жилищных условий рабочих и подошли к решению этого вопроса с присущей немцам рациональностью.
Например, было рассчитано следующее: чтобы, наклонившись, завязать шнурки на ботинках, человеку нужно 80 см, поэтому коридоры вполне можно делать такой ширины. В кухню размером 5 кв. м. поместятся печь, мойка, разделочный стол, а в комнату 10-12 метров влезет необходимый для жизни набор мебели.
Немцы любят всё подсчитывать.


Второй момент был в отказе от лишних, удорожающих строительство элементов: всевозможных колонн, барельефов, лепнины, дорогих отделочных материалов.
Зачем это всё нужно рабочим?
В 1919 году такой подход с удовольствием переняла основанная в Веймаре Высшая школа строительства и художественного конструирования, в народе называемая “Баухаус”.
Основатели “Баухаус” тоже руководствовались благородной целью сделать среду обитания человека эстетически совершенной, но прежде всего удобной. Руководил школой Вальтер Гропиус, архитектор, придерживающийся левых взглядов в политике и особенно в искусстве. Гропиус считал, что архитектура должна быть предельно функциональной, рациональной, экономичной и ориентированной на массовое производство.
Об этом говорит и девиз школы “Баухаус” - “Новое единство искусства и технологии”. Рассматривая работы в стиле “Баухаус”, лично я не вижу особого стремления к искусству - одни технологии. Школа “Баухаус” очень сильно повлияла на архитектуру 20-го века.

Но всё-таки главным врагом гармонии на планете стал Ле Корбюзье, шедший в те же годы параллельным курсом. Именно этот злодей подвёл под теорию функционализма мощную идеологическую основу. В практике Ле Корбюзье тоже сильно отличился: строил по всему миру, даже в СССР.


По его принципам строительства массового жилого дома города планеты уродовались в течении второй половины 20-го века. Объёмы-блоки, торчащие из земли, плоские крыши, шероховатая поверхность бетона - это всё он. С подачи Ле Корбюзье наши города превратились в геометрически выверенный архитектурный ад.

Да, человечество развивается, да, промышленность, урбанизация. Но в ту ли сторону оно развивается, если развитие сопровождается полной эстетической деградацией?
Многие люди, выросшие в современных кварталах, даже не чувствуют безобразности свой среды обитания.
[ По теме:]
Советская матрица.
Еще раз о городах.
О плотности.
Дом, основа жизни.
Человек ко всему привыкает.
Строения-ящики, строения коробки, размеры квартир-конур переформатировали мозги нескольких поколений. Конечно, не всем нужны дворцов заманчивые своды, но есть же примеры красивых городов, родившихся совсем недавно, и в мировой архитектуре.
https://www.youtube.com/watch?time_continue=77&v=Zy9c2PFIFXw

Journal information