
Гипотеза об эрго-мозге.
Существует некая сложная ментальная сущность, которую мы называем эрго-мозгом и которая служит посредником между электрофизиологической динамикой мозга и мыслительными процессами в сознательном разуме.
Эрго-мозг отвечает за глубинные процессы обучения у человека, в частности процессы изучения родного языка детьми и математики будущими математиками. Мало что из свойств эрго-мозга может быть исследовано путём интроспекции.
Однако некоторые «эрго-паттерны» можно увидеть в естественных языках и математике.
Гипотеза об эрго-структурах/эрго-системах.
Существуют специальные математические, по существу комбинаторные структуры, которые мы называем эрго-структурами, и класс (математическая категория?) математических объектов, которые мы называем эрго-системами и которые несут в себе такие структуры. Эрго-мозг есть частный пример эрго-системы.
Мы представляем себе такую систему LEARNER, взаимодействующую со входящим потоком сигналов, как фотосинтезирующее растение, развивающееся в потоке фотонов света, или амёбу, плавающую в море химических питательных веществ и/или меньших микробов: система LEARNER распознаёт в таком потоке и отбирает из него то, что ей интересно, и использует отобранное для построения своей собственной структуры.
Эрго-логика — это конкретный способ мышления, необходимый, чтобы подступиться к нашим гипотезам. Эрго-логика резко отличается от всего, что мы считаем само собой разумеющимся касательно нас самих, и того, что происходит в наших головах. Когда речь идёт об эрго-мозге и эрго-обучении, мы отказываемся от таких понятий, как:
"разумный — рациональный — интуитивный — важный",
заменяя их на:
"интересный — любопытный — забавный — информативный".
Наше предложение состоит в том, чтобы переключить внимание с динамики мозга и логики мыслей на невидимые и, очевидно, иллогичные подводные течения мыслей, которые мы собирательно называем эрго.
Базовая структура «эрго» обусловлена математической необходимостью простоты и универсальности, а «форма», принимаемая им в человеческом разуме, связана с ограничениями, которые накладывает нейронная организация мозга, а также с (гипотетическими) ограничениями на возможности эволюционного отбора.
Приступая к решению этих задач, необходимо следовать принципам того, что мы называем эрго-логикой, и таким образом дистанцироваться от общепринятых представлений о Человеческом Разуме, доминирующих в нашем эго-разуме и глубоко укоренённых в нашей
(популярной) культуре.
Эго-разум есть часть некого большего разума именно его вы обычно воспринимаете как свой разум. Но разум в нашем понимании включает в себя также эрго-мозг, который, в отличие от эго-разума, недоступен вашему мысленному взору.
Схематически разум можно изобразить в виде конечного связного графа/сети идей, состоящего из двух подграфов, соответствующих (очень грубо говоря) эрго-мозгу и эго-разуму.
Эго-разум есть часть некого большего разума именно его вы обычно воспринимаете как свой разум. Но разум в нашем понимании включает в себя также эрго-мозг, который, в отличие от эго-разума, недоступен вашему мысленному взору.
Эго рационально: здравый смысл — логика эго — хранит в себе накопленную в ходе эволюции мудрость, необходимую для нашего выживания и выживания наших генов. Популярная культура — это своего рода коллективный эго-разум.
Человеческое эрго иррационально.
Его манят восхитительно интересные, а не практически полезные структуры, его увлекает игра, искусство, наука. В ядре нашего коллективного эрго пребывают естественные науки и математика.
Мы не хотим сказать, что знаем, какая модель человеческого разума ближе всего к истине, но она должна быть настолько отлична от того, что нашёптывают вам интуиция и здравый смысл, насколько возможно себе представить.
/М. Громов | "Кольцо тайн: вселенная, математика, мысль"/
Journal information