evan_gcrm (evan_gcrm) wrote,
evan_gcrm
evan_gcrm

Ода канализации

Оригинал взят у lexa


"Интернет превращается в телевизор" или "Интернет вытягивается в ленту".
Вначале у нас были дикие джунгли ньюсгрупп, форумов и прочих кучерявых структур, позволяющих общение в стиле "любой пишет, любой читает". Конечно, возникали килфайлы, баны, модерация и всё такое. Но структурно всё было нелинейно: ветвитесь и размножайтесь. Дима Манин придумал "платонову метрику", которая определяла близость ли дальность идей. Невероятные социальные фракталы ждали своего Мандельброта.


Затем появились блоги.

Вернее, вначале это были веб-логи, с которыми было всё норм, потому что это были просто бортовые журналы. Но затем ту же штуку стали использовать для общения. А в таком раскладе блог - это кастрированный форум.
Плантация нарциссов и марш одиночек.
Писать посты в блоге обычно может только один автор, он же банит комментаторов по своему выбору. Конечно, другие тоже завели блоги. Но читать стало неудобно, поскольку информация стала группироваться вокруг персонажа, а не вокруг тематики. Появились фиды, то есть соски. Но никто особо не заморачивался с их структуризацией, и главным способом потребления фидов стала общая френд-лента. Это примерно как слить борщ, мороженое, коньяк и квас в одну кастрюлю, а потом всё это пить через одну большую соску.

Ну а где соски, там и сосальные сети. В них разрушение информационной самоорганизации дошло почти до ручки: теперь вы даже не контролируете содержимое своей соски, робот Фейсбука делает это за вас. А вы просто стоите в стойле и сосёте, что дадут.

И это ещё не предел.

Дальше появляются "каналы". То есть буквально как в телевизоре. Обратная связь в каналах вообще отключена, их не комментируют - и это не баг, это фича такая "новая".

Однако это всё известные вещи.

Более интересно (и не так очевидно) - это то, как вокруг феномена канализации возникают разные мифы, объясняющие нам, что питание смесью из линейной соски есть лучший способ работы с информацией.



И тут я расскажу парочку историй:

- Первая история - про мифы о прогрессе технологий.
Прогресс конечно есть.
Но не на том конце соски, который вставлен в рот потребителю. Раньше, чтобы написать пару строк в Интернете, ты просто заходил и писал. Теперь, чтобы сделать то же самое, ты должен сдать паспортные данные, местоположение, историю покупок, историю болезни и так далее.
Профилирование и слежка - вот где прогресс.
Вы уже сдали образцы своего голоса через Андроид или iPhone? Что, вы никогда не слышали про сбор образцов голоса? Интересно, что же вы тогда читаете в новостях?

И вот это парадоксальная часть, да. Прогресс на том конце сопровождается особым медийным прикрытием, которое не рассказывает о таком прогрессе. Не то чтобы это заговор, всё проще: медиа не может писать плохого про медиа, то есть про себя любимую. Это самоподдерживающаяся религия, которая не рубит собственных сук. И люди в эту религию отлично вовлекаются.
"Шпионаж - главный бизнес Телеграма? Да бросьте. Я просто не хочу знать, чем торгует сервис, которым я пользуюсь. Я легко проживу с белым пятном в моей картине мира - раз об этом не принято говорить в нашем обществе".



- Вторая история - про мифы о прогрессе людей.
Ну типа, юзеры имеют тот сервис, которого заслуживают. В начале пришли необразованные массы, им хватает простой потребительской трубы - но в следующем поколении все будут образованные по части Интернета, тогда и сервисы для них будут делать более правильные.

Ребёнок, поступил в продвинутую столичную школу. Там у всех детей очень продвинутые родители, с научно-техническими бэкграундами и современными гаджетами.
Родительский чатик в WhatsApp.
Ежедневная адская лента, где одни родители постоянно спрашивают, что задано, другие постят фотки по гигабайту, третьи агитируют идти в театр, четвёртые вечно недовольны преподавателем по ... (нужное подчеркнуть). И всё это одной трубой льётся в мою мобилу. А у меня, между прочим, трое детей. То есть три адские ленты. И я их, конечно, уже перестал открывать. Но примерно раз в три месяца выясняется, что в одной из этих канализационных труб проплыло Что-То Очень Важное. И некоторые считают, что ради этого уникального события я должен был употреблять все три трубы ежедневно.

Короче, особого прогресса в социуме на тему интернет-коммуникации я пока не наблюдаю. Наблюдается скорее адаптация к тому, "чего дают на халяву". Да, в теории это может быть и продвинутый ветвистый форум, и многоуровневое сообщество со статусами и специализациями. Но бизнес халявного сервиса обычно строится на таких структурах, в которых легче паразитировать - вести слежку или подмешивать рекламный мусор. А это значит, что всё сходится к простым линейным конвейерам, к бесконечным лентам комбикорма.

Что конечно не исключает других бизнес-моделей, позволяющих создавать более интересные социальные структуры с использованием Интернета. Но при этом надо понимать, что такие достижения - вне времени, то есть не связаны с текущими мифами о передовых технологиях. А связаны, скорее, с неким удачным сочетанием мотиваций группы людей, что делает их совместную деятельность заметно выгоднее индивидуальной. Тогда, включив технологии в эту деятельность, они вполне могут получить скачок прогресса. Но любой такой скачок сопровождается столь же мощным всплеском паразитизма на каждом прогрессивном новшестве, так что "завтра" вполне может оказаться примитивнее и мусорнее, чем "вчера" - при тех же машинках.






Tags: Информация, Мнение, Общество, Технологии
Subscribe
promo evan_gcrm march 28, 19:35 75
Buy for 30 tokens
Основополагающим элементом, основным двигателем всей жизни, является репликатор. Скопированная информация - это и есть «репликатор». На Земле первый репликатор довольно бесспорный - это гены, или информация, закодированная в молекулах ДНК. Точнее это первый репликатор, о котором мы знаем.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments