evan_gcrm (evan_gcrm) wrote,
evan_gcrm
evan_gcrm

Набор вдохновляющих иллюзий

Оригинал взят у snowps


В продолжение темы: Важнейшее из искусств.

Если наблюдать за окружающим миром с позиции архивариуса, а не с позиции участника, то со временем начинает приходить понимание сложности бытия среднестатистического человека в попытке определить своё место в жизни. Нет - речь не о проблемах самореализации, не о социальном успехе и не о этических аспектах, а о элементарном выборе.


Для того, чтобы достичь психологического комфорта, люди используют множество разнообразнейших механизмов, общей функцией которых является поддержка ощущения осмысленности жизни: люди с пытливым складом ума находят этот смысл в исследовании законов мироздания, негласно с радостью принимая тезис непознаваемости бытия, который позволяет им находить мотивации движения вперёд вплоть до конца жизни; амбициозные люди тратят жизнь на попытки стать лучше других, пронося с собой весь земной путь гордо развевающийся стяг "Citius, altius, fortius!"; религиозные люди стараются быть лучшими созданиями бога среди прочих, берут на вооружение концепцию נעשה ונשמע, и оказываюся вполне удовлетворены этим, смирившись с выносом страшного суда за скобки обыденного существования.

Однако выбранный путь обычно получатеся непростым не столько из-за того, что человеку приходится продираться через тернии препон, проигрышей и падений, а из-за постоянно довлеющей латентной мысли "а тот ли смысл жизни я пытаюсь реализовать?"
В религиях, как в наиболее ритуализированных способах создать смысл жизни, даже были придуманы специальные термины для именования отхода от основного вектора - ересь, грех, нечестивость, безбожность и прочие, которые, к слову сказать, прекрасным образом со временем распространились на любую другую область деятельности, тяготеющую к колелктивному разделению какого-либо базового набора постулатов и неприятию других.

Так в чём же основная сложность бытия обывателя?

В потребности поддерживать в себе уверенность в истинности собственного пути.

Дело в том, что апологет конкретной модели сублимации смысла жизни, основанной на наборе чужих аксиом, а не собственноручно опытно выясненных законов, волей-неволей регулярно сталкивается с носителями иных сублимационных моделей, которые, в общем-то, по вполне понятным и зримым критериям часто оказываются либо ничуть не менее довольными жизнью, либо - что совсем ужасно - существенно более довольными, а так как свой декларативный базовый набор аксиом оказывается без достаточного доказательного фундамента, комфорт начинает терять устойчивость, принося с собой признаки "потери веры", "выхода в тираж", "ломания человека" (и огромного количества прочих, давно придуманных людьми выражений, описывающих нарушения механизма поддержки иллюзии смысла жизни).

В такие периоды у людей есть два способа справиться с внезапно начавшей уходить из-под ног землёй: или понять механизм иллюзий и научиться им управлять, или ассимилироваться в группе адептов, разделяющих их убеждения, чтобы снизить вероятность развала своего набора иллюзий. Первый путь, к сожалению, при всех его плюсах, несоизмеримо сложнее второго, так что нет ничего удивительного в том, что экстаз единения с толпой побеждает с большим отрывом.

К чему приводит ассимиляционный выбор?

- Прежде всего - к резкой дихотомии своих и чужих. Надо понимать, что люди, с огнём в глазах защищающие свой набор ценностей, в большинстве случаев делают это не потому, что осознают их истинную роль в социуме, а потому, что по некоему стечению обстоятельств - среда взросления, круг общения, персональный опыт, - так сложилось, что эти ценности сначала стали сублимацией смысла их жизни, а потом, в какой-то момент, они утеряли ощущение самодостаточности этой иллюзии и вынуждены были вступить в ряды близкой по духу локальной мини-инквизиции, занимающейся борьбой с некоей ересью в глобальных масштабах, а так как этот процесс прозелитизма в реальности обычно нереализуем, новый смысл жизни, являясь сплавом изначально мифологичного ценностного базиса, квантора локальной общности и гипотетической бесконечности пути, начинает заменять просевшую личную иллюзию более мощной и стабильной иллюзией правоты анклава.
- Особенно тонким моментом является тот факт, что у людей, перешедших от индивидуальной поддержки иллюзий к коллективной, обостряется ощущение имманентности их взглядов собственной личности, что помогает вернуть акцент причин стабильности своего психологического состояния в зону личных достижений ("возврат веры", "триумфальное возвращение", "нахождение сил, чтобы не сдаться").
- Очень часто в своей деятельности по изведению ереси люди начинают видеть некий возвышенный смысл (божественный, этический, эмпатический), - энтузиазм, питаемый восстанавливающейся самооценкой, растёт, наступает период эйфорий, сменяющихся норадреналиновыми всплесками; природа, увидев, что её дитё развивает активность, подбадривает его не имеющими никакого отношения к сознанию гормональными шпорами, и благодаря этому человек на подъёме бурно участвует в социально-ориентированной деятельности (пусть не всегда позитивной, но природе на таком малом отрезке важно скорее разнообразие, чем точность, - эволюция сама выберет нужные пути, а уж как сложится судьба эволюционного винтика - природу совершенно не беспокоит).
- Дополнительно интересными аспектами являются склонности людей с коллективной сублимацией смысла жизни находить себе оппонентов того же психотипа, но из оппонирующей группы, и в экстазе сражаться за собственную веру (это можно легко понять - подобная социально-ориентированная деятельность завязана с механизмами самооценки в так-называемых "other-directed social movements", поэтому результаты таких схваток не играют никакой роли - важен сам процесс), а также испытывать чрезвычайный дискомфорт от собеседников, склонных к этическому и ценностному релятивизму, поскольку такие люди, особенно если они производят впечатление внутреннего комфорта, фактом своего существования деструктивно влияют не только на какую-то конкретную коллективную иллюзию, а на сам механизм коллективных иллюзий. В итоге часто релятивисты страдают от нападок всех сторон, исповедующих радикальную дихотомию взглядов, - независимо от сходства частей ценностного базиса.


В общем если в нашей бурной и сильно социализированной жизни внезапно (скорее даже не внезапно, а регулярно) попадаются люди, выглядящие как героические защитники чьих-либо интересов (про свои интересы - отдельный разговор, там работают несколько иные механизмы), то прежде чем соглашаться с ними или дискутировать, поразмыслите над тем, что эти люди, возможно, находятся в существенно более неустойчивом положении чем те, кто не испытывает потребности к борьбе с ветряными мельницами.

Разумеется, не все приходят к этому через психологические проблемы - многие делают это из вполне прагматических соображений, в качестве элемента повышения самооценки в сфере общественного признания или практикума медийного маркетинга, а то и просто ради равлечения, - но заметная часть зависит от востребованности своих убеждений много сильнее, чем кажется на первый взгляд.

Таких людей очень сложно в чём-то переубедить, поскольку любое разочарование в своей системе ценностей для них равносильно возвращению к истокам психологических проблем.

Лучше оставьте им право заблуждаться до того момента, пока они сами не найдут огрехи в собственном мировоззрении, а если и не найдут, то не исключено, что это даст им шанс счастливо прожить всю жизнь с набором вдохновляющих позитивных иллюзий.




Tags: Картина мира, Мнение, Смыл, Человек
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Domus Nostrum Часть №4

    Оригинал взят у kiev_andrash Domus Nostrum Часть №1 Domus Nostrum Часть №2 Domus Nostrum Часть №3 Термин "Средние века" указывает…

  • Земная оптика

    Оригинал взят у mikeura Большинство наших впечатлений о внешних событиях представляют собой перенос вовнутрь различных степеней…

  • Конвергентная эволюция

    Оригинал взят у evgeniirudnyi Стивен Гулд предложил знаменитый в эволюционной биологии мысленный эксперимент Заново проиграть ленту…

promo evan_gcrm march 28, 19:35 75
Buy for 30 tokens
Основополагающим элементом, основным двигателем всей жизни, является репликатор. Скопированная информация - это и есть «репликатор». На Земле первый репликатор довольно бесспорный - это гены, или информация, закодированная в молекулах ДНК. Точнее это первый репликатор, о котором мы знаем.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments