
В ответ потрясающему успеху кальвинизма, как в Европе, так и за её пределами - католическая церковь в эпоху контрреформации адаптировала доктрину молинизма, в рамках иезуитского ордена. Молинизм - по имени иезуита Луис де Молина.
Молинизм - это "убойный" пуританизм, но существенно разбавленный арминианством (ересью совершенно противоположного толка, которая положила начало Армии Спасения и методистам, а также повлияла на англиканскую церковь).
Простая мнемоника молинизма - ROSES.
Radical Depravity / Overcoming Grace / Singular Redemption / Eternal Life / Sovereign Election.
- Radical Depravity - Человеческая природа повреждена/испорчена/несовершенна настолько радикально, что человек самостоятельно спастись / достигнуть совершенной природы / уподобиться Христу не в состоянии;
- Overcoming Grace - Божья милость преодолевает человеческое упрямство, но мы можем сопротивляться;
- Singular Redemption - Жертва Христа достаточна, но эффективна только для тех, кто в Него верует;
- Eternal Lifе - верующие получают превращенную жизнь, которая вечна, а мы имеем веру, которая и будет;
- Sovereign Election - Бог желает спасения всем, но мы спасаемся не постольку, поскольку выбираем Бога, а поскольку Бог выбирает нас.
Постулаты, адаптированные из Кальвинизма:
- Бог контролирует все сущее;
- Человек не делает никакого вклада в свое спасение;
- Бог является и Автором, и Совершителем спасения;
- Выбор (спасаемого) индивида безусловен;
- Верующий навечно находится в мире Божьем.
Постулаты из Арминианства:
- Бог не является автором греха;
- Бог желает спасения всем и каждому;
- Христос умер за всех людей;
- Божья милость неотразима;
- В критические моменты люди обладают способностью делать выбор.
Такое иезуитское двоемыслие вызвали резкое возражение представителей доминиканского ордена, почуявших в доктринах предопределения и избрания старую, хорошо знакомую катарскую ересь, - и иезуты с доминиканцами дошли до взаимной грызни и обвинений в распространении заведомо еретических учений, но Папа Павел V запретил дальнейшую ругань, приняв обе стороны как имеющие право на существование в рамках Католической церкви...
Journal information