
"Если бы двери восприятия были чисты, все предстало бы человеку таком как есть, - бесконечным. Поэтому человек и замкнулся в пещере, откуда все видит сквозь узкую щель".
/Вильям Блейк | "Двери восприятия"/
Нашему предку не было нужды знать, что в его мозгу в данный момент активируется репрезентация медведя или что внимание сейчас направляется на приближающегося волка. Это оказалось бы только переводом драгоценного сахара, ведь биологический мозг, развивая новую когнитивную способность, вынужден за нее платить.
Все, что нужно было знать, - "Там медведь!" или "Слева приближается волк!".
Знание того, что все это - лишь модели мира и текущего момента, не было необходимым для выживания. Такое дополнительное знание потребовало бы формирования "метарепрезентаций", то есть образов иных образов, мыслей о мыслях. Для этого потребовались бы дополнительные структуры в мозгу и дополнительное горючее.
Поэтому вовсе не случайно, что стены нашего нейрофеноменологического тоннеля выглядят непроницаемыми. Не будь тоннель сознания замкнутым и реалистичным, он был бы бесполезным.
Если бы вы могли осознанно переживать ранние стадии обработки информации, касающиеся репрезентации окружающего мира, то участок стены в тоннеле сознания утратил бы транспарентность и вам открылась бы самоконструирующаяся природа совокупного потока собственных переживаний.
Вы на непонятийном уровне, без всякого теоретизирования, вдруг обрели бы глубокое понимание того факта, что мир в данный момент - всего лишь явление.
/Томас Метцингер | "Наука о мозге и миф о своем Я"/
Journal information