evan_gcrm (evan_gcrm) wrote,
evan_gcrm
evan_gcrm

Kinetic anesthetic

Оригинал взят у snowps


Сколько я ни проверял, все люди делятся на две категории: на тех, кто в детстве старался идти только по трещинам в асфальте, и на тех, кто старался во что бы то ни стало на них не наступить...
/kdv2005/

Попалось на глаза MRI исследование, о различиях влияния визуальных раздражителей на процессы, происходящие в коре мозга людей с high & low sensation seeking (далее HSS и LSS; sensation seeking - это одно из свойств психики, приводящее к тяге регулярно испытывать новые яркие ощущения, к склонности рисковать и получать от этого удовольствие).

По анализу томограмм был сделан любопытный вывод:


Если люди с низкой склонностью к поиску ощущений (LSS) имеют очень эффективный механизм отклика на сигналы от внешних раздражителей, который делает возможным компенсацию возбуждения в процессе его роста и использование при реакции поведенческих паттернов, этической оценки и прочих высокоуровневых механизмов, то HSS-испытуемые не только имеют серьёзное запаздывание коррекции к стимуляции, но и даже совпадающее с началом возбуждения временное падение активности в зонах мозга, ответственных за эмоциональную саморегуляцию, что приводит к возможному превышению значимости реакции на раздражитель над самим раздражителем (из-за сложностей контроля за поведением допаминовых механизмов с рассинхронизированной по времени и уровню компенсацией).

Результаты исследований получились достаточно стабильными, что наводит на мысль о необходимости обоих типов реакции для полноценного эволюционного развития вида, однако в чём смысл такого внутривидового деления на HSS и LSS, осталось не слишком очевидно.

Многие поведенческие паттерны взрослых людей контролируются так называемым механизмом быстрого мышления.
Он служит для того, чтобы разгружать высокоуровневые механизмы принятия решений, опирающиеся на сложные и медленные оценочные шкалы этики, рациональности и аналитики, - функционально быстрое мышление представляет собой базу данных с ассоциированными парами ситуационных клише и сопоставленных им уже сформированных эмоционально-этических оценок.

Т.е. при появлении какой-либо ситуации, требующей от человека ответной реакции, первое действие мозга - попытка отыскать результат в списке готовых оценок, не вдаваясь в подробности его получения, и применить его в качестве оптимального; аналогичным социальным механизмом является приоритетный поиск и копирование решений из близкого окружения.

Легко заметить, что активное использование быстрого мышления приносит как позитивные (снижение нагрузки на мозг), так и негативные следствия:
- во-первых, пополнение базы данных связано в основном с экстенсивным, количественным опытом, и объём автоматического опыта может легко перебить штучные и сложные аналитические оценки, приводя к повторению одних и тех же по сути приемлемых, но не оптимальных реакций;
- во-вторых, отложившиеся в быстром мышлении оценки теряют связь с механизмом их получения и повторная верификация условий их получения может оказаться не просто затруднённой, но и вовсе нереализуемой (в частности поэтому переучивание сложнее обучения - необходимо вытеснение некорректного опыта из быстрого мышления, чтобы он не мешал строить обновлённые реакции на базе нового, дополненного знания).


Таким образом оказывается, что большинство автоматических реакций на сложные раздражители волей-неволей связано с оценочным базисом, который принимает непосредственное участие в формировании кэша готовых решений.

Возвращаясь к началу, очень интересно то, как именно отличаются эти базисы у HSS и LSS, поскольку это потенциально может дать ключ к пониманию функциональности компенсационной модели не в рамках отдельно взятой личности, а в рамках социума.

Sensation seeking - это прежде всего модель кинетическая, в ней основную роль играет само движение.
Энергия, оказывающаяся в распоряжении человека, ориентированного на движение, расходуется на абстрактный набор скорости - на практике это может быть всё, что угодно: ресурсы, умения, доминантность, власть и т.п.
Поскольку в оценочном базисе оценивается первая производная по пути, т.е. скорость, исследование специфики самого пути перестаёт играть существенную роль в принятии решений. Кроме того, из-за потери связностью с конкретными величинами и перехода в область производных, оценочный базис оказывается недетерминированным в пределе ресурсов - времени, средств и - иногда - этики, - тяготея к нереализуемым уровням развития, хорошо согласующимися с моделью постоянных позитивных приращений.

Фактически оценочные шкалы кинетиков чаще всего завершаются в бесконечности, независимо от базовых предпосылок. Иначе ситуация обстоит с LSS: оценочный базис, который они применяют, намного чаще использует высокоуровневые механизмы джастификации, поэтому качество пути намного сильнее влияет на оценку, чем скорость - фактически LSS более склонны к сохранению потенциальной энергии, нежели кинетической, - поэтому на шкале ординат почти всегда присутствует некая оптимальная величина, достижение которой означает накопление достаточного уровня позитивной потенциальной энергии.

Зачем эти два столь сильно различющихся оценочных механизма нужны природе?

Аффективная сфера - это набор механизмов, который позволяет природе бороться с гиперрационализированным с точки зрения эволюционных механизмов сознанием, которое по сути является генетическим отклонением; если б не было эмоциональных реакций, то человек потерял бы практически все оценочные базисы и вместе с ними мотивацию жить, осознав объективное отсутствие смысла в жизни как таковой.

Однако для природы это недопустимо и хотя наш разум оказался чрезвычайно мощным инструментом, с которым очень сложно соревноваться на его поле, нужен был способ сделать человеческое поведение менее зависящим от абстрактных оценочных шкал, сформированных сознанием, культурой, этическими конвенциями и прочими искуственным для природы источниками.

Как раз одним из таких инструментов (на ~60% имеющим генетические корни) является high sensation seeking trait - фундамент представителей вида с кинетической парадигмой жизненных приоритетов, - подобные люди обеспечивают экстенсивный рост вида за счёт потери своей энергии и природа компенсирует им это самопожертвование допаминовой наградой, анестетиком для регулярно появляющихся синяков и шишек. В то же время LSS, сфокусированные на структурной и энергетической эффективности, выполняют не менее важную функцию - защиту вида в случае весьма вероятных сбоев у сжигающих себя кинетиков, сохраняя и тратя при необходимости накопленные ментальные и прочие ресурсы, - но происходит это по более энергетически рациональной схеме, с достаточно высоким КПД.

Многие психологические проблемы кинетиков и потенциалов, проявляющиеся в жизни, связаны, соответственно, со спецификой их энергетической модели:

- первые склонны к депрессии в случае падения скорости (это часто происходит с возрастом, если HSS сам собой не уменьшается вместе с отмиранием лишних конкурентных потребностей),
- вторые - в случае сложностей с эффективной тратой потенциала (когда нет возможности передать накопленное другим).


В очередной раз можно предположить, что в природных механизмах всё продумано очень хорошо, но нашим рефлексивным размышлениям и личностной реализации там, увы, места нет - человек всего лишь инструмент собственной эволюции со своим вредным набором девиаций вроде разума.




Tags: Здоровье, Мнение, Сознание
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • «Миры» и цивилизации

    Оригинал взят у ms1970 «Миры» возникали многократно, но их феномен – именно как миров – так и не был отдельно описан. «Мир» сложно…

  • Длинные интересы...

    Оригинал взят у irin_v В продолжение темы: Горизонт планирования. Люди различаются не взглядами, а их длиной... /Источник/ О…

  • Про эпохи

    Оригинал взят у andeadd В продолжение тем: Будни эпохи. Три вида времени. Траектория. Сейчас все, кому не лень, оперируют…

promo evan_gcrm march 28, 19:35 75
Buy for 30 tokens
Основополагающим элементом, основным двигателем всей жизни, является репликатор. Скопированная информация - это и есть «репликатор». На Земле первый репликатор довольно бесспорный - это гены, или информация, закодированная в молекулах ДНК. Точнее это первый репликатор, о котором мы знаем.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 29 comments