evan_gcrm (evan_gcrm) wrote,
evan_gcrm
evan_gcrm

Бессознательное упражнение

Оригинал взят у timur0


"Музыка - это бессознательное упражнение в метафизике, когда разум не знает, о чем он думает".
/Артур Шопенгауер/


Музыка отличается от остальных искусств тем, что в ней нет прямого подражания, изобразительность в ней невозможна (или весьма сомнительна).

Вернее, в ней нет подражания чему-то внешнему, но её механизм работы состоит в том, что мы по ходу пьесы воспринимаем её музыкальные структуры (ритм, тональность, мелодию) и потом следим за их развитием. Мы предвосхищаем будущее и наблюдаем, как именно реальность отличается от наших предвосхищений.

Особенно хорошо это видно в джазе, суть которого состоит в импровизации на заданную тему. В джазе есть и другое развлечение подобного рода - буквально парой нот к месту процитировать какой-ньть джазовый стандарт; это тот редкий в музыке случай прямого подражания.


"Архитектура - застывшая музыка" - а что, если посмотреть на эту гётевскую метафору наоборот, попробовать понять, что в музыке схоже с архитектурой?

Восприятие архитектуры развернуто во времени, несмотря на то, что само архитектурное строение статично. Нам, чтобы действительно увидеть некое строение, надо посмотреть на него издали и вблизи, обойти кругом, может даже зайти внутрь. Наше восприятие архитектуры опосредовано нашим движением, а движение развернуто во времени; вот и получается, что восприятие архитектуры развернуто во времени.

Музыкальное произведение (не всякое и не всегда) имеет целостную структуру, которая выявляется постепенно, образ которой сродни образу архитектурного строения, который складывается в процессе рассматривания и прогулки вокруг него.



Архитектура статична, но её восприятие развернуто во времени; музыка развернута во времени, но может обладать статичной вневременной структурой. Музыка не повествовательна, по крайней мере в лучших своих образцах.

Повествовательность в музыке сложна ровно по той причине, по которой сложна изобразительность и подражательность. Для повествования нужны короткие легко опознаваемые символы (слова), а с этим в музыке туго. Я на вскидку могу назвать только одно великое произведение повествовательной структуры - "Болеро" Равеля, и обратите внимание, насколько прост тот повествовательной сюжет: постепенное нарастание и кульминация/катастрофа в конце. Сюжет, богатый на интерпретации, и исключительно простой по структуре.

Отсутствие повествовательности в музыке даёт неожиданное следствие: одну и ту же музыкальную пьесу нам интересно слушать много раз, даже в записи.

Знание того, чем все закончится, нам в музыке не мешает - ровно потому, что это "чем все закончится" не имеет той значимости; это в повествовании все развивается к финалу, ради него. Музыка устроена иначе, и раз за разом переслушивая ее, мы глубже вникаем в ее структуру, знание того, что будет дальше, тут работает только в плюс.






Tags: Архитектура, Культура, Мнение, Музыка, Язык
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Мир не иллюзия, а конкуренция иллюзий

    В продолжение темы: Predictive coding. Знаменитый Калифорнийский институт технологий (Caltech) предъявил миру новую гениально простую «Иллюзию…

  • Человек - это комплекс

    Оригинал взят у andeadd Простой пример на основе смены глобальных парадигм по Карлу Густаву Юнгу. Можно ли одной фразой выразить,…

  • Что-то другое

    Оригинал взят у freez Искать первых в искусстве - всё равно что сказать: зачем нам всё дерево? - нам макушку подавай! Имея в виду,…

promo evan_gcrm март 28, 19:35 75
Buy for 30 tokens
Основополагающим элементом, основным двигателем всей жизни, является репликатор. Скопированная информация - это и есть «репликатор». На Земле первый репликатор довольно бесспорный - это гены, или информация, закодированная в молекулах ДНК. Точнее это первый репликатор, о котором мы знаем.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments