evan_gcrm (evan_gcrm) wrote,
evan_gcrm
evan_gcrm

Метакогниции



Метакогнитивные навыки — это искусство думать о собственном мышлении, которое понадобится вам при решении почти любой задачи.

Самым громким лозунгом европейской культуры, наверное, является фраза «Познай самого себя».
Эти слова были написаны на стене храма Аполлона в Дельфах, а затем к ним не раз обращался Сократ платоновских «Диалогов». Познай себя — значит познай свою душу, и, следовательно, сам процесс своего мышления. Сапожник пользуется инструментами, но не является резаком или ножом.

Так и любой человек мыслит, но является не только мыслью, но и тем, кто за ней наблюдает.


В психологии навык «мышления о мышлении» называется метакогницией.
Этот термин в 1979 году ввёл в оборот Джон Флэйвел, имея в виду «мыслительную деятельность, направленную на понимание процессов мышления». Как мы видим, без тавтологии тут не обойтись.

Некоторые психологи полагают, что метакогниции лежат в основе любой умственной деятельности, а вовсе не являются узкоспециальным навыком. Поэтому педагоги должны учить детей и студентов не отдельным фактам и предметам — они должны научить их наблюдать за процессом своего мышления.
А уже потом подбирать инструменты, которые необходимы для решения той или иной задачи.

Рефлексия о подходах, которые ты используешь для достижения той или иной цели, помогает выработать стратегический подход. Если люди обладают одинаковыми способностями и прилагают равное количество усилий, побеждает обычно тот, кто мыслит стратегически.
Здесь проходит граница между теми, у кого есть потенциал, и теми, кто его реализует.


Мастерами метакогнитивного мышления традиционно и справедливо считаются философы (как сказано в труднопереводимом пассаже Дэниела Деннетта, «anything you can do, I can do meta»).

Каким способом можно развить свои способности «мышления о мышлении»?

- Использование форм обучения, которые подталкивают к диалогу и саморефлексии;
- Обсуждения в паре и в группах, в процессе которых студенты могли бы делиться друг с другом способами обучения и обсуждать их с учителем;
- Написание коротких текстов в жанре «потока сознания»;
- Анализ результатов тестов и экзаменов, с помощью которого можно понять индивидуальный характер допущенных ошибок и наметить пути для улучшения;
- Вопросы, направленные на рассуждение о полученном задании («Что в этом задании самое главное?», «Чем оно похоже на другие и чем от них отличается?», «Как вы собираетесь приступить к его решению?»)


Думать о мышлении очень трудно — обычно мы срываемся и начинаем рассуждать о каких-либо более конкретных вещах: отдельных мыслях, предметах и ощущениях. Но этот навык вполне поддаётся научению и тренировке.

/Источник/




Tags: Мнение, Образование, Сознание
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Мир не иллюзия, а конкуренция иллюзий

    В продолжение темы: Predictive coding. Знаменитый Калифорнийский институт технологий (Caltech) предъявил миру новую гениально простую «Иллюзию…

  • Человек - это комплекс

    Оригинал взят у andeadd Простой пример на основе смены глобальных парадигм по Карлу Густаву Юнгу. Можно ли одной фразой выразить,…

  • Что-то другое

    Оригинал взят у freez Искать первых в искусстве - всё равно что сказать: зачем нам всё дерево? - нам макушку подавай! Имея в виду,…

promo evan_gcrm март 28, 19:35 75
Buy for 30 tokens
Основополагающим элементом, основным двигателем всей жизни, является репликатор. Скопированная информация - это и есть «репликатор». На Земле первый репликатор довольно бесспорный - это гены, или информация, закодированная в молекулах ДНК. Точнее это первый репликатор, о котором мы знаем.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments