evan_gcrm (evan_gcrm) wrote,
evan_gcrm
evan_gcrm

Category:

Об бессмертии души

Оригинал взят у ivanov_petrov


Начало - это то, что получает человек, обдумывая свой опыт. Опыт болезни, сна, смерти, рождения, сумасшествия, забвения, вспоминания. Человек раздумывает над разными наблюденными обстоятельствами и приходит к определенному кругу мыслей по поводу души.
И это - примерно та ситуация, которая моделируется в диалогах Платона, или можно сказать точнее - та ситуация, которая принимается как начальная, вступительная, в диалогах Платона.

Это уровень профана, с которым говорит Сократ.


Однако потом был Аристотель, а потом была схоластика, и тысячи людей специально и профессионально занимались тем, чтобы этот вопрос как-то решить и продвинуть. И на это требуются многие годы и многие жизни. До этого за час размышлений по поводу своего жизненного опыта не дойти - времени не хватит.

Это отличие любителя от профессионала - профи просто имеет за плечами огромной длительности традицию и сам тратит на это дело жизнь, потому и находится на другом уровне, даже если любитель очень умен, а профи - так случилось - глуп.

Как выстроено понятие бессмертия души у Аквината?
Оно - профессиональное!
Это не профессионализм аппаратов искусственного дыхания и кровообращения, не технологические хитрости, это профессионализм длительного размышления.

По Аквинату, душа неуничтожима, потому что нетелесна, и не бессмертна, потому что в полной мере существует лишь вместе с телом.
Исходно понятие природы человека, состоящего из души и тела, душа - часть, и потому отдельное ее существование неполноценно, и потому же нетелесная часть не может быть уничтожена.

То есть платоники "обычно" (за этим словом столько же деталей, как за "как очевидно" у математиков) предсталяют душу как целое, и мыслят бессмертие как бессмертие души.
Это - такая родовая печать платонизма, отчего он бесчисленных изводах соединялся с христианством. А тут совершенно иная картина - то, что мыслилось (у платоников и у наивного философствующего) целым, мыслится особенной частью.

Очень особенной - имеется масса вопросов, которыми Фома специально занимается в связи с особьенностью дущи как части (скажем, проблема движения).

И все же душа - это форма, в этом смысле часть, некой единой природы - природы человека и сразу проблема бессмертия формулируется совершенно иным образом.
Не отделяющаяся от тела память с интеллектом, как это мыслят многие платоники и многие фантасты, а совсем другое дело - нечто, что не может существовать полноценно вне тела (потому что по определению называем душой форму, привносимую в материю для создания разумного человека), и в то же время неуничтожимую.

Личность гибнет, потому что душа - не личность.

Из сказанного современный прыткомыслитель легко поймет, что бессмертна внеиндивидуальная, общая для всех душа, сама разумная способность, а частные черты личности смертны.

Между тем, это именно та позиция, которую Фома критиковал - это его великая полемика с Аверроэсом.

Аверроэс думал, что есть лишь один разум, общий для всех, а Фома ему возражал, он же признавал индивидуальное воскресение.

Совершенно не о том речь, что эти рассуждения Фомы следует под козырек принять или со смешком отвергнуть.
Эти вопросы в такой форме уже не повторить - мы живем в другом мире, мы оперируем совершенно иными действиями, чем те, что были представимы для Фомы. Прямо говоря - не удастся мыслить так, как мыслил Аквинат, не "внешний мир" другой - сами головы изменились.

Меж тем, в мире победил платонизм.

Платоники считали, что тело и душа соединены не как материя и форма, а как движитель и движимое, душа - это как кормчий для судна, а не как форма.
Поэтому вселение в новое тело - хоть при рождении, хоть при переселении - такой довольно технический процесс.


Способностей души всего пять, пять потенций:
- способность роста,
- способность чувственного восприятия,
- способность желания (там в подразделах меню - воля, конечно),
- способность пространственного движения,
- способность умопостижения.


Подменю способности умопостижения: активный и пассивный интеллект, в подразделах - память, совесть, синдерезис, высший разум, низший разум. Вы же понимаете, что иерархические меню и вся философия "прокачки" - это следствие обработки дигестов Юстиниана и комментариев к Аристотелю, с техниками схоластов по этому поводу.

Тогда "эти" великие сделали понятие развития души, мы сейчас применяем это понятие для текущих нужд.
Вся эта вот бижутерия современной культуры, пестрая, приманчивая, интересная - она же самым очевидным образом сообщает о том, что думает современная культура о великих вопросах.




Tags: Картина мира, Культура, ПСЕВДОЭТНОГРАФИЯ
Subscribe

  • Закон Гудхарта

    Закон Гудхарта, один из немногих по-настоящему работающих законов экономики: как только какой-то показатель становится целью, он перестаёт быть…

  • Как думает общество?

    Общество думает действием. /Источник/

  • Что такое история?

    История – это изучение людей, действий, решений, взаимодействий и поведения. /Francesca Morphakis/ История – это повествования. Из хаоса…

promo evan_gcrm march 28, 2018 19:35 141
Buy for 30 tokens
Основополагающим элементом, основным двигателем всей жизни, является репликатор. Скопированная информация - это и есть «репликатор». На Земле первый репликатор довольно бесспорный - это гены, или информация, закодированная в молекулах ДНК. Точнее это первый репликатор, о котором мы знаем.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 34 comments

  • Закон Гудхарта

    Закон Гудхарта, один из немногих по-настоящему работающих законов экономики: как только какой-то показатель становится целью, он перестаёт быть…

  • Как думает общество?

    Общество думает действием. /Источник/

  • Что такое история?

    История – это изучение людей, действий, решений, взаимодействий и поведения. /Francesca Morphakis/ История – это повествования. Из хаоса…