Начало - это то, что получает человек, обдумывая свой опыт. Опыт болезни, сна, смерти, рождения, сумасшествия, забвения, вспоминания. Человек раздумывает над разными наблюденными обстоятельствами и приходит к определенному кругу мыслей по поводу души.
И это - примерно та ситуация, которая моделируется в диалогах Платона, или можно сказать точнее - та ситуация, которая принимается как начальная, вступительная, в диалогах Платона.
Это уровень профана, с которым говорит Сократ.
Однако потом был Аристотель, а потом была схоластика, и тысячи людей специально и профессионально занимались тем, чтобы этот вопрос как-то решить и продвинуть. И на это требуются многие годы и многие жизни. До этого за час размышлений по поводу своего жизненного опыта не дойти - времени не хватит.
Это отличие любителя от профессионала - профи просто имеет за плечами огромной длительности традицию и сам тратит на это дело жизнь, потому и находится на другом уровне, даже если любитель очень умен, а профи - так случилось - глуп.
Как выстроено понятие бессмертия души у Аквината?
Оно - профессиональное!
Это не профессионализм аппаратов искусственного дыхания и кровообращения, не технологические хитрости, это профессионализм длительного размышления.
По Аквинату, душа неуничтожима, потому что нетелесна, и не бессмертна, потому что в полной мере существует лишь вместе с телом.
Исходно понятие природы человека, состоящего из души и тела, душа - часть, и потому отдельное ее существование неполноценно, и потому же нетелесная часть не может быть уничтожена.
То есть платоники "обычно" (за этим словом столько же деталей, как за "как очевидно" у математиков) предсталяют душу как целое, и мыслят бессмертие как бессмертие души.
Это - такая родовая печать платонизма, отчего он бесчисленных изводах соединялся с христианством. А тут совершенно иная картина - то, что мыслилось (у платоников и у наивного философствующего) целым, мыслится особенной частью.
Очень особенной - имеется масса вопросов, которыми Фома специально занимается в связи с особьенностью дущи как части (скажем, проблема движения).
И все же душа - это форма, в этом смысле часть, некой единой природы - природы человека и сразу проблема бессмертия формулируется совершенно иным образом.
Не отделяющаяся от тела память с интеллектом, как это мыслят многие платоники и многие фантасты, а совсем другое дело - нечто, что не может существовать полноценно вне тела (потому что по определению называем душой форму, привносимую в материю для создания разумного человека), и в то же время неуничтожимую.
Личность гибнет, потому что душа - не личность.
Из сказанного современный прыткомыслитель легко поймет, что бессмертна внеиндивидуальная, общая для всех душа, сама разумная способность, а частные черты личности смертны.
Между тем, это именно та позиция, которую Фома критиковал - это его великая полемика с Аверроэсом.
Аверроэс думал, что есть лишь один разум, общий для всех, а Фома ему возражал, он же признавал индивидуальное воскресение.
Совершенно не о том речь, что эти рассуждения Фомы следует под козырек принять или со смешком отвергнуть.
Эти вопросы в такой форме уже не повторить - мы живем в другом мире, мы оперируем совершенно иными действиями, чем те, что были представимы для Фомы. Прямо говоря - не удастся мыслить так, как мыслил Аквинат, не "внешний мир" другой - сами головы изменились.
Меж тем, в мире победил платонизм.
Платоники считали, что тело и душа соединены не как материя и форма, а как движитель и движимое, душа - это как кормчий для судна, а не как форма.
Поэтому вселение в новое тело - хоть при рождении, хоть при переселении - такой довольно технический процесс.
Способностей души всего пять, пять потенций:
- способность роста,
- способность чувственного восприятия,
- способность желания (там в подразделах меню - воля, конечно),
- способность пространственного движения,
- способность умопостижения.
Подменю способности умопостижения: активный и пассивный интеллект, в подразделах - память, совесть, синдерезис, высший разум, низший разум. Вы же понимаете, что иерархические меню и вся философия "прокачки" - это следствие обработки дигестов Юстиниана и комментариев к Аристотелю, с техниками схоластов по этому поводу.
Тогда "эти" великие сделали понятие развития души, мы сейчас применяем это понятие для текущих нужд.
Вся эта вот бижутерия современной культуры, пестрая, приманчивая, интересная - она же самым очевидным образом сообщает о том, что думает современная культура о великих вопросах.
Journal information