evan_gcrm (evan_gcrm) wrote,
evan_gcrm
evan_gcrm

Дар природы?

Оригинал взят у trim_c



Истоки гениальности.
Искра Божья.



Новичкам действительно везет.
Самооправдывающееся пророчество.
Везение.
Случай.


Гений, гений …вот все говорят – гений.
А собственно, кто такие гении и откуда они берутся?

На интуитивном уровне (он же уровень бытовой) вроде бы понятно. Гений – человек, достигший необычайных, поражающих воображение результатов в некоторой сфере деятельности, которую общество высоко ценит.
Вот получается, что в обыденной речи гений – это что-то вроде очень большого таланта (правда, следует признать, что «талант» тоже не очень ясное понятие). Тем не менее, при некоторой туманности понятия и размытости границы между гением и большим талантом, понятие о гениальности обычно предполагает сочетание необычайных и недоступных не только для среднего человека, но и для «рядового» таланта достижений, очень ярко выраженной оригинальности, самобытности и – необыкновенно больших творческих способностей.

Вот сочетание этих трех факторов: грандиозных достижений, необыкновенной самобытности и огромной творческой силы и формирует то явление, которое мы именуем «гений».


Как-то само собой подразумевается, что гений прежде всего продукт природы, результат природной гениальной одаренности , некоего уникального сочетания нескольких природных качеств, выраженных в исключительной степени.
Вот что пишет Вики в статье «гениальность»: «При бесспорном влиянии личности учителя на будущего гения признаётся, что самообучение и самовоспитание всегда были структурообразующим элементом гениальной личности» .

Самообучение и самовоспитание, а способность к ним опять-таки видимо врождена – т.е. хотя проявляется гениальность как явление культуры, но предопределена она прежде всего природными дарами, врожденной исключительной способностью к творчеству, вот этой самой гениальной одаренностью.
Получается, что гений это все-таки и прежде всего продукт природы.

А так ли это?



Итак, поглядим.

Вот во Флоренции и ее окрестностях конце 15-го начале 16-го века жили три художника, к которым применяется эпитет «гениальный»: Боттичелли, Леонардо и Микеланджело. Кроме них в это же время во Флоренции и ее окрестностях жили и работали еще десятка два художников, чьи фамилии я могу вспомнить сегодня. Будем считать их просто талантами. За сто лет во Флоренции 15 века прожило примерно три поколения – это примерно 100 000 человек.

В сегодняшней Флоренции с окрестностями живет 360 000 – это втрое больше. И нет оснований полагать, что генофонд тосканцев за это время существенно изменился. Значит, сейчас во Флоренции проживают 3 Леонардо, 3 Микеланджело, 3 Боттичелли… и человек 60 - 80, о которых можно было бы сказать «талантливый художник»… Можно было бы, если б они вообще занимались живописью. Но они ею судя по всему не занимаются.

Может Тоскана это исключение?



Проверим.
Можно было бы заняться венецианской школой и увидеть очень похожие результаты, но это слишком близко. Для убедительности уедем подальше – на Север, в «Голландию, холодом моря повитую».

Здесь меньше величия, чем во Флоренции или у бельгийцев, здесь ничто не вызовет у вас воспоминаний о духовом оркестре, дудящем во все легкие на площади.
Но сколько тонкости, уюта, теплоты человеческой – а местами сколько глубины. В этих полотнах масштаб огромен, но он ушел внутрь, вглубь души человека. Психологизм живописи – грандиозное открытие голландцев. Мир внутренний постоянно сопоставляется с миром внешним, отражается в нем и порой с ним спорит. Но эти два мира теперь сопоставлены на равных. И речь идет вовсе не о выдающейся личности – показана неизмеримость глубины обычного человека, заставляющая вспомнить о лучших образцах римского портрета.

И тоже вспомнить 2-3 десятка известных фамилий "малых голландцев", не заглядывая в Вики, для любителя никакой проблемы не составит. А уж Рембрандт – бесспорный гений. А такие фигуры как Хальс, Вермеер, Рейсдаль – где-то очень близко к этому определению.

Но вот что поразительно. Это буйное цветение возникает быстро, почти взрывообразно – и также быстро заканчивается. Все выдающиеся художники голландской школы родились в период между 1585 – 1640 годом.

И еще один изумляющий факт: после этого впечатляющего взрыва художественной одаренности прошло более 300 лет, но за все это время Голландия подарила миру лишь одного крупного художника – ван Гога.

И все.

Но ведь опять же – ни иноземных вторжений, ни массовых вымираний Голландия за это время не знала. Т.е. нет оснований предполагать наличие серьезных различий между генетическим портретом голландца 1600 и 1900 года рождения.

Так в чем же дело, куда подевались гении?

Наше наблюдение ставит под сомнение первый тезис – гений есть прежде всего дар природы. Т.к. природа рассыпает свои дары более-менее равномерно, и мало считается с социальными потребностями. А вот наблюдаются гении крайне неравномерно – это факт, и он нуждается в объяснении.

Оказывается – таланты, рассматриваемые как дары природы, всегда наличествуют – и притом в грандиозном избытке.
Просто обществу такое количество выдающихся людей, какое заложено природой в потенциях человеческой популяции, абсолютно не нужно и никогда не было нужно.
Бывают краткие периоды, когда в обществе есть большой спрос на великие свершения в некоторых избранных областях. И тогда происходит взрыв – внезапный выброс гениальности. Но периоды такие очень кратки – хотя способны оказать огромное влияние на последующее развитие цивилизации – Афины Перикла, Возрождение в Италии длились недолго, захватили в сущности очень малое число людей – а влияли на века и миллионы.

И отсюда, следует парадоксальный вывод – гением нельзя родиться!

Им можно только стать.

Стать в процессе развития и формирования личности.

Конечно, это не значит, что Моцартом может стать каждый. Но это значит, что людей с потенциальным комплексом природных даров, «эквивалентный» такому комплексу у самого Моцарта, - таких людей в сотни если не в тысячи раз больше, чем реализовавшихся моцартов.

Гением нельзя родиться – им можно только СТАТЬ!

И еще один вывод можно сделать: Природные дары находятся всегда в избытке, в дефиците всегда учителя. Вспомним, что из трех восьмитысячников флорентийской живописи двое – Леонардо и Боттичелли – вышли из одной мастерской, из мастерской Андреа Вероккио.
Примеры можно умножить. В классической музыке Вены можно с разными колебаниями насчитать 5 гениев за 200 лет (Гайдн, Моцарт, Бетховен, Шуберт, Малер). Любопытно, возможно это совпадение, но двое из них: Бетховен и Шуберт, брали уроки музыки у Сальери, да, да – у того самого.



Если бы гениальные открытия стали бы появляться в год в разы больше, чем сейчас, это привело бы к катастрофе. Такова реальность – наш социум и наша психология не приспособлены к слишком быстрым переменам, и лучше многим из великих достижений не появляться, по крайней мере пока.




Tags: Везение, Культура, Общество
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo evan_gcrm март 28, 19:35 75
Buy for 30 tokens
Основополагающим элементом, основным двигателем всей жизни, является репликатор. Скопированная информация - это и есть «репликатор». На Земле первый репликатор довольно бесспорный - это гены, или информация, закодированная в молекулах ДНК. Точнее это первый репликатор, о котором мы знаем.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments