
Исаак Ньютон сформулировал закон инерции, который гласит, что если физическому телу ничего не мешает (равнодействующая всех сил равна нулю), то оно продолжит равномерное движение (инерция движения) или будет оставаться в состоянии покоя (инерция покоя).
Идея, заложенная в этом законе, оказалась настолько содержательной, что неявно получила статус универсальной. Ссылки на инерцию можно найти не только в физике, но и в психологии, экономике, во многих других науках и даже — в самой человеческой жизни.
С практической точки зрения, всякий раз, когда на основе ожидания продолжения чего-то прежнего прогнозируется будущее течение событий (цепь неприятностей или успехов, тенденция положения к ухудшению или улучшению и т.д.), — это, по существу, в той или иной форме и мере и есть ставка на закон инерции.
Неудивительно, что он давно уже обнаружен и в движении биржевых цен. Здесь любое развитие событий можно представить, как произвольную комбинацию двух состояний:
• инерции покоя (результат отсутствия каких-либо заслуживающих внимания информационных вводных);
• инерции движения, которое когда-то возникло под воздействием определенного импульса любой природы: макроэкономика, психология, слухи-страшилки, воля случая и т.д., а теперь, выйдя из периода покоя, продолжается.
В фактическом признании существования инерции применительно к поведению рынка преуспели и техники. Это выражается, в частности, в том, насколько высоко на пьедестал почета возведено явление тренда в движении цен. В 60-х годах появился целый ряд научных работ, в которых приводилось математическое обоснование существования тенденции и ее сохранности. Идея тренда живет и здравствует по сей день.
Кроме того, надежды технических аналитиков именно на инерцию явно просматриваются в сигналах некоторых систем чтения поведения рынка.
Если рассматривать пространства случайных событий и, в частности, наше дополнительное измерение, то там, надо полагать, тоже действует какая-то своя инерция. При этом первый закон арксинуса можно вполне понимать именно как частное проявление инерции движения, когда удачливость или невезучесть имеет тенденцию к сохранению.
Таким образом, с методической точки зрения различные сценарии (конфигурации) развития событий в дополнительном измерении, в том числе и такие наиболее вероятные, как тренды и волны, удобно рассматривать в качестве проявления некой разновидности инерции, понимая, однако, существующую здесь известную долю условности.
Как движение графика, так и его зависание (отсутствие выраженного направления) в дополнительном измерении — это разные проявления инерции.
В самом общем виде формулировка закона инерции применительно к дополнительному измерению может звучать примерно так:
• если нечто (движение или покой) началось, то, скорее всего, оно будет продолжаться еще некоторое время.
Разумеется, в каждой конкретной серии испытаний будет складываться своя неповторимая конфигурация кривой. Но всегда можно обнаружить самые разнообразные следы инерции движения и/или покоя в виде тех или иных тенденций.
Это несложно увидеть на графике случайного блуждания, построенном по первым 1000 случайным числам:

На уровне микроскопического анализа приведенного рисунка можно видеть многократные переходы инерции движения в зависание и обратно.
С прикладной точки зрения важность данного закона заключается в том, что он позволяет внести в хаос случайности долю упорядоченности.
Иначе говоря, если в движении кривой дополнительного измерения обнаруживаются элементы порядка, то, исходя из закона инерции, можно строить расчет на наиболее вероятном сценарии — сохранение текущего положения в течение какого-то времени. Именно на этой основе можно за тем принимать соответствующие практические решения.
О каком порядке может идти речь в условиях неопределенности?
Действительно, всякое упоминание упорядоченности при рассмотрении случайных событий может показаться весьма неуместным.
И все же, своя упорядоченность в случайных событиях существует.
Она вполне зримо проявляется хотя бы в том, что, согласно расчетам, в рамках принятой математической модели есть только два наиболее вероятных сценария развития событий (тренд и полуволна).
Можно обозначить по крайней мере три источника упорядоченности, проявляющейся в виде закона инерции:
• случайные совпадения (иногда они складываются в удивительно осмысленный порядок);
• исходное соотношение исходных вероятностей преимуществен но в пользу успеха (р) или неудачи (q), что заранее определяет упорядоченное тяготение исходов к соответствующему суммарному результату (менее вероятное событие будет происходить реже, чем более вероятный исход);
• удачливость игрока, которая проявляет себя в конфигурации, согласно теоремам арксинуса (в классической теории вероятностей говорится об относительной трудности возвращения точки блуждания в начало координат, поскольку, согласно объяснению В. Феллера, если уж точка случайно отклонилась от нулевого уровня, то ей труднее вернуться обратно).
Итак, хотя пуассоновское блуждание беспамятно, оно подчиняется закону инерции движения, который проявляется, прежде всего, в том, что всякое состояние (некое направление движения или покой) может продолжаться еще в течение некоторого времени, так сказать, по инерции.
Коротко говоря, благодаря закону инерции случайные пространства выглядят не столь уж хаотично.
Конечно, вероятностный характер этой упорядоченности означает и не определенность. В заданной серии испытаний неопределенность возникает по двум основным пунктам:
• какая тенденция будет иметь место;
• как долго она будет продолжаться.
И на сей счет мы можем делать лишь вероятностные суждения исходя из действующих закономерностей чисто случайных пространств.
Под тенденцией в расширительном понимании мы имеем в виду не только сохранение определенных графических фигур, по которым можно судить о направлении будущего движения или покое.
Проявления инерции можно ожидать также и в тенденции к сохранению во времени любых обнаруженных правил или закономерностей блуждания, которые носят не только графический, но и какой-то иной характер.
Время действия инерции.
Это наиболее важный параметр, от которого зависит процесс принятия решений в дополнительном измерении.
Сразу подчеркнем, что продолжительность времени действия инерции как параметра, имеющего конкретную величину, — явление само по себе неопределенное. Мы никогда заранее не знаем не только то, какого вида инерция возникнет в следующий момент, но и сколько она будет длиться. Можно быть уверенным только в том, что это, как принято говорить при анализе поведения рынка, будет продолжаться до тех пор, пока не закончится.
Мы рассматриваем время действия инерции как величину чисто случайную, которая, следовательно, сама должна подчиняться закону инерции и всем действующим вероятностным закономерностям.
Методические следствия: Рождение и смерть разных тенденций в дополнительном измерении происходит по воле случая, который будет давать о себе знать все новыми вариантами. Важно суметь вовремя их обнаружить и оседлать.
Рассмотренные выше понятия и закономерности, которым подчиняются наиболее вероятные конфигурации кривой в дополнительном измерении, в качестве следствий позволяют сформулировать, по меньшей мере, два вывода, имеющих непосредственное методическое приложение.
Первое следствие:
• если в ходе наблюдения обнаруживается некоторая тенденция к сохранению определенного направления движения, то, вероятнее всего, оно будет по инерции продолжаться.
Далее, как отмечалось, согласно нашему подходу, всякая неопределенность тоже может сохраняться по инерции.
Поэтому второе следствие:
• если на каком-то этапе наблюдения обнаруживается неопределенность в направлении (отсутствие тенденции), то она будет по инерции сохраняться в течение некоторого времени.
Кроме того, если понимание инерции применять к более широкому кругу явлений, то сказанное выше можно дополнить еще следующим положением:
• если при анализе случайного движения на каком-то участке наблюдения удается выявить какую-то частную закономерность или неопределенность, то такая ситуация, вероятнее всего, будет сохранять свою инерцию в течение еще некоторого пространственно-временного периода.
Особо подчеркнем, что для предметной разработки методов необходимо с помощью достаточно понятных и однозначно понимаемых критериев точно определить понятия тенденция и неопределенность движения.
При этом придется прояснить содержание параметров наблюдения, которые описывают те пределы, где:
• кончается неопределенность и начинается направление движения;
• кончается выраженность направления движения и начинается неопределенность.
Если в этих понятиях не будет достигнуто необходимой четкости, то затруднительной станет и разработка соответствующих прикладных методик.
Наконец, затронем еще один методический вопрос, который возникает в связи с практическим приложением закона инерции: имеет ли дополнительное измерение преимущества в сравнении с применением закона непосредственно в традиционных пространствах?
На наш взгляд, ответ положительный.
Причина в том, что в дополнительном измерении, как уже ранее подчеркивалось, действует только воля чистого случая. В то же время чистота традиционных пространств в этом смысле значительно подпорчена психологией участников рынка.
/Источник/
Journal information