
Поэтому я пытаюсь доказать следующие четыре положения:
1) Предмет, которому присущи цвет и форма, не есть видимый объект, или видимая вещь;
2) В действительности вне нас не существует ничего из того, что мы называем цветом или формой;
3) Указанные форма или цвет суть лишь проявления того движения, возбуждения или изменения, которые объект производит в мозгу, в животных духах или во внутреннем веществе головы;
4) Как при зрительных представлениях, так и при представлениях, возникающих благодаря другим чувствам, субъектом качеств является не объект, а ощущающее существо.
И отсюда же следует, что, сколько бы наши органы чувств ни внушали нам, будто в мире существуют акциденции и качества, таковых в действительности не существует: они представляют собой лишь мнения и явления.
Единственной реальной вещью, существующей вне нас в мире, является то движение, в силу которого эти ощущения возникают.
И это и есть тот великий обман чувств, который должен быть исправлен чувствами же, ибо если чувство говорит нам, когда мы видим предмет непосредственно, что цвет присущ объекту, то это же чувство доказывает нам, когда мы видим отражение предмета, что цвет не находится в объекте...
Никто не может образовать в своем уме представления о будущем, ибо будущего еще не существует.
Наше представление о будущем образуется при помощи нашего представления о прошлом, или, вернее, мы даем прошлому в относительном смысле имя будущего. Привыкнув видеть, что за одинаковыми причинами следуют одинаковые следствия, человек, наблюдая какое-нибудь явление, виденное им раньше, каждый раз ждет повторения и прежнего следствия...
Точно так же если человек видит в настоящем нечто уже виденное им раньше, то он полагает, что наблюдаемому в данный момент явлению должно было предшествовать явление, однородное с тем, которое предшествовало виденному раньше явлению...
Из опыта нельзя вывести никакого заключения, которое имело бы характер всеобщности.
Кроме того, при умозаключениях на основании опыта требуется соблюдать осторожность еще в одном отношении, а именно мы должны остерегаться считать существующим вне нас то, что существует внутри нас.
/Томас Гоббс | "Человеческая природа".1640./
Journal information