
Человек никогда не был животным | Часть №1
Итак, человек ВЫНЫРНУЛ из тотальной абсолютной тьмы, в которой существует животное, и сразу же увидел главное - то, что он живёт в мире ВРЕМЕНИ, а значит, в мире конечности, в мире смерти.
"Смерть придумала время, чтобы выращивать тех, кого будет убивать", как говаривал Раст Коул.
Осознание своей конечности - фундаментальный фактор, предопределяющий ВСЮ жизнь каждого из нас.
Если вас в любой момент времени, например, прямо СЕЙЧАС, спросят: "Чем вы вообще занимаетесь, в данную конкретную минуту и вообще СТРАТЕГИЧЕСКИ?", абсолютно правильным ответом будет: "Пытаюсь убежать от осознания своей смертности".
Больше мы в этой жизни НИЧЕМ не занимаемся.
Хайдеггер называл это состояние человека "Страх перед ужасом".
То бишь человек непрерывно оглушает/отвлекает себя миллионом пустых мыслей, пустых эмоций и пустых дел, потому что боится испытать чудовищный ужас конечности своего существования, ужас потерянности и пустоты, ужас осознания бессмысленности жизни.
Именно страх перед ужасом побуждает нас ходить в гости к друзьям, прятаться в бесконечной работе или в творчестве, смотреть "Камеди клаб", кататься на коньках, читать Достоевского, играть в "Мафию", объедаться вкусняшками, бегать по магазинам и так далее.
Человек всё время как бы ОТСТРАНЯЕТСЯ от ужаса своей смертности, ОТВОРАЧИВАЕТСЯ, прячется от него в шумной каждодневной житейской суете.
В итоге, практически каждый из наших сограждан, если вы спросите, боится ли он смерти, уверенно ответит:
- Не боюсь.
И будет прав.
Действительно, он не боится смерти.
Всё гораздо хуже: он боится ИСПУГАТЬСЯ смерти.
То есть испытывает тот самый хайдеггеровский Страх Перед Ужасом, который в итоге минута за минутой, день за днём, год за годом и формирует нашу с вами жизнь.

У Хайдеггера есть прекрасный тезис "Смертные есть люди".
Не "люди есть смертные", а "смертные есть люди".
То есть именно осознание собственной смертности и делает нас людьми.
Все наши мысли, все наши поступки (и злые, и добрые, и эгоистические, и альтруистические, ЛЮБЫЕ) - следствие того, что мы знаем: наше бытие конечно.
Если ты смертный (то есть ОСОЗНАЮЩИЙ свою временность) значит ты человек.
Точка.
У этого тезиса есть интереснейшие следствия:
• Например, когда мы вступим в контакт с инопланетянами, прежде всего, надо будет выяснить, ПОНИМАЮТ ли они, что умрут.
Если да, то они по своей сути - ЛЮДИ.
Даже если кто-то из них выглядит как кусок розовой СЛИЗИ, кто-то - как трёхглазая ящерица, кто-то - как, ну я не знаю, ЖОПА на ножках:

Осознаёшь свою конечность - значит ты ЧЕЛОВЕК. А твой внешний вид при этом может быть ЛЮБЫМ.
И наоборот - если ты ФИЗИЧЕСКИ являешься точным подобием человека, но при этом либо бессмертен, либо не понимаешь, что смертен, то ты УРОД и человеком НЕ являешься.
• Согласно Хайдеггеру, человек, в отличие от животного, осознаёт, что его бытие ТЕМПОРАЛЬНО. Человек понимает, что его бытие ВРЕМЕНИТСЯ (чудесное слово, вызывающее ассоциации с "льётся" и "вьётся").
Осознание человеком движения времени ярко проявляется в способности человека ОБЕЩАТЬ.
Обещать означает осознавать:
а) Существование будущего как такового (так так обещать - понимать, что впереди существует некоторый отрезок времени, внутри которого ты и должен выполнить своё обещание).
б) Существование разных ВАРИАНТОВ будущего (так обещать - понимать, что есть РАЗНЫЕ варианты будущего; если бы вариант был один, обещание теряло бы смысл).
в) Существование прошлого (так как обещать - понимать, что человек, которому ты что-то обещаешь, будет ПОМНИТЬ твоё обещание, т.е. будет помнить прошлое).
/По работам Мартина Хайдеггера/
Продолжение следует.
Journal information