
Человек никогда не был животным | Часть №1
Человек никогда не был животным | Часть №2
• Очень интересен тезис Хайдеггера: "камень безмирен, животное скудомирно, человек мирообразующ".
Если его сильно упростить, получится следующее:
Человек ИМЕЕТ доступ к осознанию себя и мира.
Камень НЕ имеет такого доступа.
А вот положение животного более сложное и интересное: животному ОТКАЗАНО в таком доступе.
Это не то же самое, что положение камня, в отношении которого о доступе даже заикаться некорректно.
Между тьмой и светом, то бишь между отсутствием сознания и его наличием, лежит чудовищная ПРОПАСТЬ.
Так вот.
Камень лежит на ТЕМНОЙ стороне пропасти.
Человек стоит на СВЕТЛОЙ стороне.
С ними всё понятно.
А вот животное будто бы бросили с берега тьмы на берег света, но... НЕ ДОБРОСИЛИ.

Оно не долетело, обломалось, и это состояние нереализованной потенции ЗУДИТ, САДНИТ и НОЕТ внутри него.
Животное будто бы каждое мгновение своей жизни находится в состоянии разочаровывающего УДАРА о противоположный берег.
Смотрите какой тонкий момент: животное пребывает в такой же абсолютной темноте, как и камень (то есть сознание, которое ОСВЕЩАЕТ мир, и у камня, и у животного ПОЛНОСТЬЮ отсутствует), но положение камня гармонично, а в положении животного существует драматическое напряжение. Опять же, это напряжение животное не чувствует (животное вообще НИЧЕГО не чувствует в нашем человеческом понимании, потому что ничего не ОСОЗНАЁТ), но напряжение в каком-то смысле всё же ЕСТЬ, и это ужасно.
Есть рай для животных, то он выглядит так: на небесах животным оставят их ОТКРЫТОСТЬ миру (то есть тот живой - пусть и бессознательный - КОНТАКТ с миром, которого нет у камня), но при этом ампутируют у них нереализуемую возможность УВИДЕТЬ, осознать эту открытость, то есть избавят от чудовищного состояния НЕДОлюдей.
Как тут не вспомнить известное выражение: "Собака всё понимает, только не говорит", в котором тоже есть определённая ТРАГЕДИЯ недореализованности.
В устах Хайдеггера эта трагедия становится более суровой и МЕТАФИЗИЧЕСКОЙ: "Собака ничего не понимает и никогда не поймёт; она каждую секунду МУЧИТЕЛЬНО НИЧЕГО НЕ ПОНИМАЕТ".
• Может сложится впечатление, что Хайдеггер не любит животных и всячески их ПРИНИЖАЕТ.
Ооо нет, это большая ошибка.
Краткое содержание его теории можно уместить вот в такой примерно рисунок:

РАСКРОЕМ содержание иллюстрации посредством простого и понятного текста:
Мы с вами привыкли говорить: "Рука обладает способностью хватать", "Глаз обладает способностью видеть", "Ухо обладает способностью слышать".
• Хайдеггер же утверждает, что всё происходит прямо противоположным образом.
Не у глаза есть способность видеть, а наоборот - у способности видеть есть глаз. Способность видеть ОТРАСТИЛА себе необходимый для реализации орган.
Не у руки есть способность хватать - у способности хватать есть рука. Способность хватать ОТРАСТИЛА себе руку.
И так далее.
В качестве наглядной и потрясающе убедительной иллюстрации Хайдеггер приводит какой-то реально существующий мелкий организм, какую-то инфузорную нематодную амёбу или типа того.

А) Структура этого существа совершенно однородна.
Б) Но как только эта "штука" натыкается на пищу, протоплазма сразу выстраивается в подобие ротовой полости, и существо заглатывает добычу.
В) После этого протоплазма принимает форму желудка и начинает переваривать проглоченное.
Г) Сделав это, она перестраивается вновь, формирует кишечник и выплёвывают остатки еды.
То есть у этого существа не специализированные органы реализуют свои способности, а способности формируют какие угодно органы.
• Хайдеггер делает из этого очевидный вывод: живое существо - это некий ВИРТУАЛЬНЫЙ КУСОК ЖИЗНИ, обладающий рядом способностей; этот клубок способностей нельзя рассмотреть под микроскопом или пощупать; он находится в ином слое бытия, недоступном для нас.
И вот эти способности, чтобы реализовать себя в нашем материальном мире, отращивают себе органы.
Причём, у примитивных организмов, как мы видим из вышесказанного, это может происходить буквально "на лету".
А у более сложных - что отросло, то отросло.
Можно сказать, что до Хайдеггера все рассматривали животных как забавные куски мяса.
А Хайдеггер сказал: нет, животные - это просто куклы.
Но он продолжил: "А давайте посмотрим, что за невидимая рука вставлена в эти куклы, какую ТАЙНУ эти куклы прикрывают своей оболочкой".
И вот это уже куда интереснее и СЕРЬЁЗНЕЕ, чем всё то, что думали о животных раньше.

/По работам Мартина Хайдеггера/
Продолжение следует.
Journal information