Относительно теории относительности.
Интеллект не спасает мир.
Наука и техника как она есть.
Невзрывающийся песок.
Самоорганизующиеся системы классической физики.
Бегство от истины.
Прогресс.
Отношения человека с человеком.
Эволюция превратила человека в фантастически умное существо, обладающее при этом уникальным пороком.
Это поразительная интеллектуальная слепота — следствие стремящейся к бесконечности глупости, проявляемой при принятии наиболее важных для человечества решений.
В течение тысяч лет глупость при принятии важнейших решений, хоть и мешала людям, но все же не представляла экзистенциальной угрозы для человечества. В 20 веке, с появлением ядерного оружия, значимость этого порока резко возросла. И кто знает, чем бы все закончилось, если б не осознание политическими лидерами принципа гарантированного взаимного уничтожения.
Однако, в 21 веке люди столкнулись с новыми колоссальными рисками. И поскольку осознание их поледствий человечеством не стимулировалось появлением новых сдерживающих принципов, в мире снова возникла глобальная угроза для человечества. По мере того, как мы становились все сильнее и сильнее, последствия глупого выбора становятся катастрофичны уже не для отдельных людей или даже стран, а для всего человечества и всей экологической системы планеты.
Суть проблемы в следующем:
- В 21 веке человечество столкнулось с двумя грандиозными вызовами: технологическим и политическим.
- Технологический вызов в том, чтобы уклониться от 3х экзистенциальных угроз: ядерной войны, катастрофических изменений климата и исчезновения человечества, как вида, вследствие его перерождения в какой-то иной вид в результате синергии развития технологий AI и биоинжинерии.
- Политический вызов в том, что ответ на технологический вызов требует объединенных усилий человечества, ибо ни одна страна, включая супердержавы, не в состоянии справиться с названными экзистенциальными угрозами.
- Однако, на пути международного сплочения усилий растет стена национализма, становящегося главным трендом современности после дескредитации в 20 веке фашизма и социализма и последовавшего за этим уже в 21 веке массового разочарования в актуальности идей и ценностей либерализма.
Увы, но эта глобальная проблема человечеством пока еще не признается, вследствие сингулярных свойств его глупости.
Все это на фоне сегодняшних проблем:
— вырождение капитализма;
— наступление Антропоцена;
— избыточное потребление;
— тотальная урбанизация;
— диджилизация и техноутопизм.
И если все будет идти так же, как сейчас, если люди не найдут в себе разум и волю изменить вектор развития технологий и политики, — значит 21 урок, сформулированный Харари для человечества 21 века, так и не будет понят.
Тогда мир ждет катастрофа.
Но шанс есть.
/Юваль Ной Харари | «21 Lessons for the 21st Century»/
Кто-то увидит в книге совсем иное. И сделает из этого иные выводы.
Но все её недостатки с лихвой искупаются её главным достоинством, изыскано сформулированным Helen Lewis в The Gardian:
«Лучшая причина не бросать эту книгу из окна — это то, что иногда Харари пишет абзац, который поистине расширяет границы разума».
В заключение важно отметить, что многие сильные умы современности придерживаются позиций, весьма близких основополагающей мысли книги «21 урок для 21го века»:
• Янир Бар-Ям и Нассим Талеб в «The Precautionary Principle»,
• Тим Лентон и Бруно Латур в «Gaia 2.0»,
• Эрнст Ульрих фон Вайцзеккер и Андерс Викман в юбилейном отчете Римского Клуба «Come On! Capitalism, Short-termism, Population and the Destruction of the Planet»..
Но к сожалению, их призывы пока мало кто слышит и уж тем более прислушивается к ним.
/Источник/
Journal information