
В продолжение темы: Полигеномный организм.
Иногда важный аспект мира настолько очевиден, что мы просто считаем это само собой разумеющимся. По нашему мнению, процессный характер реальности - принципиально последовательность взаимосвязанных событий - является одним из таких аспектов: мы постоянно переживаем изменения, но вместо этого склонны объяснять мир в терминах статических вещей.
По историческим соображениям западная философия, а вместе с ней и научное мировоззрение, во многом придерживается этого понятия: это вещество фундаментально, а процессы - всего лишь эпифеномены или производные свойства вещей.
Биология дает веские основания думать, что живое царство является фундаментально динамичным и что существование вещей всегда зависит от существования процессов.
Явление жизни взывает к теориям, которые определяют приоритеты процессов над вещами, и это говорит о том, что центральная ось биологии не изменение, а скорее стабильность или точнее, стабильность достигнутая благодаря постоянным изменениям.
Биологический домен организован как взаимозависимая иерархия процессов, которые стабилизируются и активно поддерживаются в разное время. Даже сущности, которые интуитивно кажутся парадигмами вещей, например организмами, на самом деле лучше понимаются как процессы.
Перспектива процесса обеспечивает более богатую и более естественную картину реальности по трем основным причинам:
- Во-первых, трудно найти что-либо, что действительно универсально и неизменно.
Все меняется - галактики, звезды, планеты, ландшафты, экосистемы, организмы, клетки, генетические последовательности, молекулы и даже атомы - хотя и в совершенно разных временных рамках.
- Во-вторых, вещество не имеет никакого эффекта без процесса. Если что-то не динамически взаимодействует с какой-либо другой вещью, оно инертно и следовательно, не имеет значения. На самом деле его даже нельзя воспринимать, поскольку восприятие само по себе является динамическим взаимодействием.
- В заключение, в то время как ничто не воспринимается без процесса, есть много процессов, которые не являются вещами: гроза, например, или горящее пламя, или болезнь, или рассказ, или ваши мысли при чтении этой статьи, или головная боль.

Вселенная состоит из фундаментальных процессов, а не вещей.
Если процессы являются основными строительными блоками мира, наверняка, они на самом деле все-таки есть вещи?
И из чего происходят процессы?
Процесс представляет собой скоординированную группу изменений в облике реальности, организованное семейство вхождений, которые систематически связаны друг с другом как каузально, так и функционально. Другими словами, процессы состоят из «вхождений», «событий» и «действий» и не существуют вне контекста, не являясь статическими и инертными.
Различия между процессами и вещами:
- Процессы всегда взаимосвязаны, а статические объекты - не обязательно.
Это приводит к мировоззрению, подчеркивающему родственность и цельность, в отличие от редукционистской позиции, которая ищет объяснения, разделяя отдельные составляющие системы.
- Второе различие касается пространственной и временной протяженности.
Границы должны быть четко определены для идентификации вещей, которые по определению являются дискретными. Это не обязательно относится к процессам: физические составляющие процесса могут приходить и уходить, и с течением времени они могут быть преобразованы во что-то другое. Часто невозможно определить точные пространственные пределы или продолжительность процесса.
- Отсутствие дискретности процессов подразумевает, что мир, в своем сердце, непрерывный. Это, в свою очередь, означает, что вселенная может содержать бесконечность различных процессов, бесконечность вхождений и, следовательно, бесконечность возможных переживаний.
Как утверждает онтология процесса, процесс/изменение - это «Сущность» того, что есть.
/Источник/
Journal information