
"Нейронные ансамбли" - это как рябь на воде от брошенного камня - вспышки нейронов в течение миллисекунд, которые происходят при разных событиях.
Нейронные ансамбли отличаются по размерам. У детей, шизофреников и опьяненных алкоголем, наркотиками - нейронные ансамбли малы, внешние раздражители (и, скорее всего, внутренние) вызывают возбуждение у небольшого числа нейронов в сравнении со взрослыми здоровыми людьми.
Анестезия, сонное состояние, любое состояние с повышенным уровнем дофамина - все это приводит к снижению размеров "вспыхивающих" нейронных ансамблей.
Я не зря упомянул дофамин особо, так как в книге рассматриваются и примеры азартных игроков, а также хронических обжор, у которых при виде холодильника возникают те же реакции, как у азартных игроков при виде игрового автомата.
Человек вроде тупеет, но становится более счастливым.
Потому что - чем больше нейронные ансамбли, чем больше нейронов вовлечено в мысль, тем больше вероятность неприятных ощущений.
Самые большие нейронные ансамбли коррелируют не с гениями, а с людьми в тяжелой глубокой депрессии. У людей с повышенной тревожностью - тоже нейронные ансамбли больше нормы.
Размер нейронных ансамблей, также влияет и на ощущение боли. Поэтому у детей, пьяных и шизофреников чувствительность к боли ниже, а тех, кто страдает депрессиями или хронической тревожностью - выше.
Набор таких коррелятов:

Теперь, глядя сквозь призму нейронауки, мы можем интерпретировать клиническую депрессию как признак наличия необычайно крупных нейронных ансамблей. Активность в некой области мозга будет расширяться подобно тому, как расходятся круги отброшенного в воду камня. Кроме того, этому усиленному расширению могла бы благоприятствовать сверхактивная префронтальная кора.
/Сьюзан Гринфилд/
Есть корреляция, но нет доказательств связи - действительно ли обширный нейронный ансабль, широкое возбуждение нейронов является "обдумыванием" или отражением "сознания" - пока не понятно. Но даже с имеющимися корреллятами можно уже сделать некоторые практические выводы:
- Во-первых, если напряженная умственная работа и вообще глубокое сознательное обдумывание ведет к тревожности, следует помнить, что мозг после серии тренировок учится возбуждаться все экономнее и экономнее, вовлекая все меньше ресурсов сознания, в идеале доходя до "выполнения на автопилоте".
- Во-вторых, если вы в депрессии или тревожности, то верный и ненаркотический, неразрушающий способ поднять настроение - пойти погулять. Разумеется по гулятельному району, и не там, где ваша тревога растет. Прогулки, социальные контакты, любой дополнительный сенсорный стимул уменьшает размер нейронных ансамблей. То есть это не плацебо, и не внушение, так работает мозг. Удобнее всего погружаться в депрессию и тревогу, сидя на одном месте и ничего не делая.
По книге Сьюзан Гринфилд "Один день из жизни мозга".

Journal information