
Один из БАЗОВЫХ тезисов Жака Лакана - «желание является желанием Другого».
Не в том смысле, что мы кого-то хотим, а в том смысле, что мы хотим, чтобы кто-то другой хотел то, что нам нужно.
То бишь НАС.
"Желание является человеческим только в том случае, если человек желает Желание другого… то есть, если он хочет, чтобы его человеческая ценность была «желанна», «любима», или, скорее, «признана» другим… Иными словами, любое человеческое, антропогенное Желание… является, в конечном счете, функцией желания «признания».
Но мы же хотим не только признания, мы хотим, извиняюсь, ВЕЩИ и ВПЕЧАТЛЕНИЯ.
Лакан объясняет это тем же самым:
"Ещё раз подчеркну: субъект всегда желает ТОЛЬКО посредством Другого, то есть, всегда желает с точки зрения Другого. Следовательно, желанным объект делает не какое-то внутренне присущее ему качество, но сам факт того, что его желает другой. Таким образом, желание Другого делает объекты эквивалентными и взаимозаменяемыми".
То есть у вещей нет своей цены в глазах отдельного человека, все вещи ОДИНАКОВЫ. Цену им придает только то, как сильно их хотят ДРУГИЕ.
Причину этого можно понять исходя из предыдущего пункта, касающегося человеческого желания быть признанным: «Желая то, чего желает другой, я могу заставить его признать мое право на обладание этим объектом, и, таким образом, заставить другого признать меня».
"Потребность является чисто биологическим ИНСТИНКТОМ, голодом, возникающим в согласии с требованиями организма и полностью затихающим (хоть и временно) после его удовлетворения.
Рождаясь беспомощным, человеческий субъект не может удовлетворять собственные потребности, и поэтому зависит от Другого, способного ему в этом помочь. Чтобы получить помощь от Другого, младенец должен выразить свою потребность голосом; потребность должна быть артикулирована в требовании. Элементарные требования могут быть невнятными криками, но они служат в качестве знаков, привлекающих Другого и заставляющих его удовлетворить потребности младенца.
Однако вскоре присутствие Другого приобретает самостоятельное значение, выходящее за пределы удовлетворения потребностей, поскольку начинает символизировать его любовь. Поэтому со временем требование начинает выполнять двойную функцию, выступая одновременно и в качестве артикуляции потребности, и в качестве требования любви. Впрочем, имея возможность предоставить объекты, удовлетворяющие потребности субъекта, Другой не может предоставить безусловную любовь, которой так жаждет субъект. Поэтому даже в случае удовлетворения всех потребностей, артикулируемых требованием, выражаемая им жажда любви остается неудовлетворенной. Этот остаток и является желанием.
Желание – это не жажда удовлетворения и не требование любви, а то различие, которое получается в результате вычитания первого из второго.
Желание, таким образом, является прибавочностью, производимой в результате артикуляции потребности требованием: «Желание начинает формироваться в зазоре, отделяющем требование от потребности». Потребность может быть удовлетворена; удовлетворение одной потребности приведет к исчезновению мотивации действий субъекта до появления новой. Желание, напротив, никогда не может быть удовлетворено; оно вечно и постоянно в своем напряжении".
Это же надо еще в 1950 году так просто и ИСЧЕРПЫВАЮЩЕ описать одним махом всё наше инстаграмно-фейсбучно-айфонное общество.
То бишь получается, что мы ежедневно выставляем свои селфи с губками уточкой, фотки под пальмой и новые модные трусы не потому что мы бездарности и пустышки, а потому что мы ЛЮДИ. Так устроена человеческая психика, это её базовая прошивка.
Мы желаем чужое желание - нам ничего (реально - ничего) больше не нужно.
Journal information