Мне же кажется, что власть идеологий самого разного характера чрезвычайно велика. Она начинается с гипноза языка, распространенные в языке названия - имена собственные прежде всего - великой властью ограничивают мышление, создавая основное оружие любой идеологии: границы вещей.
То, из чего устроен мир, как он членится на части, где их границы и как они действуют - всё это определяется идеологическими конструктами разного масштаба, всё было когда-то придумано.
Иные старые оружия стухли и уже не работают, иные работают, хоть это никому не надо, есть новенькие только что сделанные и очень злые приспособы, в общем - там месиво влиятельных средств, и все они в самом деле работают.
Из таких средств создана научная картина мира, политическая картина мира, представления о справедливости и пр.
Неприятность еще в том, что вне этих сражающихся средств никакой правды нет - правда не пассивно лежит, непознанная, и ждет богатыря, который ее отразит в зеркале разума, правду нужно сделать, без мыслительной активности никакой правды получить нельзя - поэтому нельзя занять позицию безмыслия и полагать, что ты тем самым победил, так ты просто будешь игрушкой всех этих сил.
Тем самым все идеологические конструкты и силы в самом деле влияют, в самом деле действенны, вся эта магия работает.
Это влияет и определяет мысли и поведение у всех - в том числе и у того, кто так говорит. И дальше начинаются способы справиться и сделать правильно, это чрезвычайно мучительные попытки.
Выстраивание своей картины мира собственными усилиями практически обречено на неудачу.
Это бьет по гордости, но увы.
К счастью, идеологий много, и картин мира много, так что довольно многие выбирают известную защиту. Можно принять некую малую невластную картину мира и быть защищенным от штормов, управляющих умами в большой воде социума. Это не панацея: понятное дело, тут свои опасности.
Упрощая: опасность нездравомыслия, сумасшествия.
Отрезать себя от всех - пропасть.
Надо строить очень тяжкие в воплощении переходы, фильтры, позволяющие общаться с интелектуальной жизнью большого социума, надо постоянно проверять свои построения, помня, что власть незримых сил велика, и простое имя разворачивает ум совершенно нечувствительно. В общем, тут крайне сложная стратегия, и мало кто в ней успешен.
Люди успокаивают себя, многие выбирают защиту: сверхкритический цинизм, ничему не верят, "кроме твердо установленных фактов". Это - состояние, на практике не отличимое от полного идиотизма, и тут уж ничего не поделать: кончился мыслящий человек. Его съели.
То, что я тут называю идеологией - далеко не только государственного производства, это делают все.
Называя вещи, времена и явления, мы создаем "это".
Думая и высказывая свои мысли, мы делаем это. Мысли некоторых более влиятельны и расходятся шире. Люди создают объекты и классифицируют мир, размечают границы и определяют свойства.
Journal information