
Обитатель системы Сириуса (Микромегас) прибыл на Землю с карликом с планеты Сатурн. Оба прошлись по окружности нашей планеты бодрым шагом и в какой-то момент, посмотрев на океан через "лупу" (фрагменты алмазного ожерелья) заметили на ней жизнь. Сначала в лице едва различимых китов, а затем в виде корабля, на котором возвращались из экспедиции философы (естествоиспытатели). Корабль был коллекционирован в кусочек отрезанного и свернутого пакетиком ногтя микромегаса и с "говорящими атомами" - лучшими представителями HOMO SAPIENS - был затеян разговор.
Такова фабула повести Voltaire «Micromégas» 1752, полное название - "Пришествие, на нашу землю, и пребывание на ней Микромегаса ... " (обитателя системы Сириуса). Перевод А.П. Сумарокова (1717 — 1777).
Для затравки дам небольшие выдержки из Главы седьмой (разговор с людьми) - беседа Микромегаса с "говорящими атомами":
- О разумные атомы, в которых Вечное Существо являет свое безграничное всемогущество, вы на своей планете, несомненно, должны вкушать одни только чистые радости. В вас столь мало материи, вы кажетесь воплощением духовного и жизнь свою, видимо, проводите в наслаждениях и размышлениях, ибо в этом и состоит истинная жизнь духа. Я нигде не видел подлинного счастья, но здесь, вне всякого сомнения, встретил его.
После этих его слов философы смущенно потупились, а самый откровенный из них честно признался, что все человечество, за очень небольшим исключением, .... - это свора безумцев, злодеев и несчастных.
- Материального в нас, - добавил он, - вполне достаточно, чтобы беспрерывно творить зло, если принять, что оно - порождение материи; но если зло - порождение духа, то и духовного в нас хватает с избытком. Знайте, что сейчас, пока мы с вами разговариваем, сто тысяч безумцев, принадлежащих к человеческому роду и носящих шляпы, и сто тысяч безумцев той же разновидности, но носящих чалмы, яростно убивают друг друга. И такое с незапамятных времен происходит по всей Земле.
Микромегас содрогнулся и спросил, какова причина такой жестокой распри между столь ничтожными существами.
- Несколько кучек грязи размером с ваш каблук, - ответил философ. – Но ни один из миллионов людей, участвующих во взаимном истреблении, не притязает на обладание хотя бы крупинкой этой грязи. Война ведется для того, чтобы определить, кому во владение перейдут эти кучки: человеку, которого титулуют султаном, или тому, кого по неведомой причине именуют кесарем. Ни тот, ни другой никогда не видел и не увидит клочка земли, ...., равно как почти никто из тех, что взаимно уничтожают друг друга, никогда не видел существа, ради которого убивает или позволяет себя убить.

У путешественника невольно шевельнулась жалость к человеческому роду, в котором ему открылись такие поразительные противоречия. И он спросил у философов:
- Скажите, а чем занимаетесь вы, принадлежащие, как я понял, к разумному меньшинству и, очевидно, не убивающие за деньги подобных себе?
- Препарируем мух, - ответствовал один из философов, - измеряем прямые и кривые, складываем числа. Мы пришли к согласию в отношении нескольких проблем, которые нам понятны, и спорим по нескольким тысячам, непонятным для нас....
- Поскольку вы обладаете столь обширными знаниями о том, что вне вас (астрономия), вы, несомненно, должны быть еще лучше осведомлены о том, что внутри вас. Скажите, что такое душа и как образуются у вас мысли?
Философы опять заговорили все вместе, но теперь каждый говорил свое. Самый старый процитировал Аристотеля, один произнес имя Декарта, другой Мальбранша, кто-то упомянул Лейбница, кто-то Локка. Ветхий перипатетик громко и безапелляционно изрек:
- Душа - это энтелехия, и единственная причина, по которой она имеет возможность существовать, состоит в том, что она существует. Именно так утверждает Аристотель, смотри луврское издание, страницу шестьсот тридцать третью: "Еvеtехеta eoti".
- Я не слишком хорошо понимаю по-гречески, - сказал великан.
- Я тоже, - признался крошечный философ.
- Зачем же вы тогда цитируете по-гречески какого-то Аристотеля? - удивился Микромегас.
- То, чего не понимаешь, лучше всего цитировать на языке, который знаешь хуже всего, - ответствовал ученый муж...
- А что такое, по-твоему, дух?
- Не спрашивайте меня о подобных вещах, - ответил мыслитель. - Я не имею об этом ни малейшего представления. Считается, что он не материален.
- Но ты хотя бы знаешь, что такое материя?
- Несомненно, - ответил человек. - Возьмем, например, этот камень: он серого цвета, обладает определенной формой, тремя измерениями, весом, делимостью...
- Хорошо, - заметил Микромегас. - Тебе этот предмет кажется серым, делимым, обладающим весом, но все же ответь, что он такое? Тебе открыты отдельные его признаки, но известна ли его сущность?
- Нет, - отвечал картезианец.
- Тогда ты не знаешь, что такое материя.

Спрошенный следующим приверженец Локка так ответил на вопрос:
- Мне неизвестно, каким образом я мыслю, но я знаю, что мысли у меня возникают лишь вследствие моих ощущений. У меня нет сомнений в том, что есть разумные нематериальные сущности, но зато я весьма сомневаюсь, что богу не под силу наделить материю способностью мыслить. Я благоговею перед его извечным всемогуществом и считаю, что не подобает ставить ему пределы. Не берусь ничего утверждать - мне достаточно уверенности, что на свете существует многое такое, чего мы и представить себе не можем.
Обитатель Сириуса улыбнулся, почтя, что этот ответ ничуть не глупее прочих, а карлик с Сатурна с радостью заключил бы последователя Локка в объятия...

Но на корабле, к несчастью, находилась еще одна инфузория .....; она ворвалась в разговор, не дав высказаться остальным мудрствующим козявкам. Профессор заявил, что все тайны бытия ему известны и изложены они в "Суммах" святого Фомы Аквинского.
Взирая сверху вниз на пришельцев с неба, он изрек, что все - они сами, их миры, их солнца, их звезды – сотворено только ради человека. Тут наши путешественники повалились друг на друга, изнемогая от того неодолимого, несказанного смеха, который, согласно Гомеру, является лишь уделом богов; .... корабль слетел у Микромегаса с ногтя и упал в карман панталон...
Господин Микромегас возобновил беседу с козявками и говорил с ними чрезвычайно благожелательно, хотя в глубине души был несколько уязвлен тем, что этим бесконечно малым существам присуща прямо-таки бесконечно большая гордыня. Он пообещал написать для них самым убористым почерком философский трактат, из которого они смогут узнать о мире все от начала до конца...
Попытка Микромегаса образумить землян, написав для них философскую книгу о смысле бытия, ни к чему не привела: в парижской Академии наук в ней не разглядели ничего, кроме белой бумаги.

Journal information