evan_gcrm (evan_gcrm) wrote,
evan_gcrm
evan_gcrm

Categories:

Мир без текста



Письменность - способность передавать речь и смысл при помощи знаков, а затем абсолютно точно воспроизводить записанное - великое достижение человечества.

Более 5000 лет порожденный письменностью носитель информации - текст - сохранял монополию на хранение и точную передачу информации. На рубеже второго и третьего тысячелетий нашей эры эта монополия оказалась полностью подорвана.
При помощи средств, предоставляемых глобальной сетью передачи цифровых данных и подключенными к этой сети компьютерами, стали возможны альтернативные способы точной и однозначной передачи информации (а также ее хранения): непосредственная передача звука и изображения.



За 50 веков развития текст вышел далеко за рамки передачи речи и описания происходящего, и совершенствоваться в овладении текстом и его восприятии можно всю жизнь. Все достижения нашей цивилизации нашли отражение в текстах - даже музыка и живопись. Музыка имеет свой собственный текст - нотную запись, а каждое значимое произведение живописи, скульптуры и архитектуры получает подробные текстовые описания, вплоть до детальной передачи чувств и эмоций, вызываемых произведением.

Наша цивилизация - это цивилизация текста, и на своем завершающем этапе она даже породила философскую концепцию о том, что мир - это текст. Но всякий текст имеет начало и конец.



Обучение человека чтению и письму начинается в возрасте 3-4 лет с выучивания алфавита и заканчивается в 17-18 лет знакомством с приемами восприятия сверхсложных текстов, передающих абстрактные и неартикулируемые образы.
Таким образом, обучение человека использованию текста занимает 10-15 лет.

Еще тяжелее дело обстоит в культурах с иероглифической письменностью. Там даже после 20-25 лет обучения человек может не освоить большинство доступных приемов подготовки и воспроизведения текстов, ограничиваясь культурным минимумом. Человек становится совершеннолетним не когда "наберется ума" или достигнет половой зрелости, а когда станет достаточно грамотным.

Грамотность, а тем более - всеобщая грамотность требуют от людей гигантских, все возрастающих усилий.
Но в течение 50 веков выбора у людей не было.
Экономика, наука и управление требуют абсолютно точной передачи информации. Денежная купюра или монета - это текст, передающий нам точные сведения, и посильно защищенный от искажений, научная работа - это опубликованная статья, управленческое решение - это принятый закон или подписанный приказ, а преступление - это полицейский протокол.

Теперь выбор есть.

Текст начинает отступать там, где он не был необходим, и получил важную роль постольку, поскольку все, вовлеченные в культуру люди, были грамотны: развлечения, новости, бытовое общение. В этих областях видеоконтент быстро вытесняет текстовой уже просто потому, что:
чтение и печать утомительны даже для совершенно грамотных людей;
это процесс с положительной обратной связью.

Чем меньше люди, в массе, будут читать, тем чаще они будут предпочитать смотреть и слушать, так как навык чтения и письма требуется поддерживать постоянно. Отступление текста уже необратимо.
Но наступит момент, когда он стремительно отступит в те специфические ниши, где обойтись без него будет просто невозможно, и эти ниши будут крайне малы, и почти недоступны абсолютному большинству жителей планеты.



Прежде всего, это область управления.
Использование текста для управления накладывает огромные ограничения и очень трудоемко. Это знает каждый, кто имел возможность сравнить удаленное управление по электронной почте с оперативным "решением вопросов на местах". Простая видеокамера, установленная на строительной площадке или в торговом зале, заменяет для руководителя 90% письменных отчетов. Видеокамера квадрокоптера позволит заменить уже 99% формального текстового информирования начальства о ходе дел.
Записанные устные распоряжения и видеоинструкции уже сейчас начинают вытеснять письменные.

Вообще, окончательный переход коммуникаций с текстового на аудио-визуальный способы общения создаст новые требования к стандартизации форматов. Подобно тому, как индивидуальное разнообразие почерков и стилей со временем сменилось стандартными шрифтами и типовой стилистикой, видеообщение придет к ряду стандартов.

Голос, манера речи и внешность человека, зафиксированные на видео - это недостаток коммуникации. Они отвлекают от смысла сообщения и заставляют подстраиваться под индивидуальную манеру изложения. Пока мы смотрим 20-30 каналов на Ютубе - это терпимо. Но когда человек будет вынужден общаться с сотнями незнакомых людей ежедневно, это превратится в проблему.
Поэтому, вероятно, психологами и нейрофизиологами будут разработаны несколько голосовых шаблонов, максимально комфортных для восприятия, в которые будет конвертироваться живая речь.
То же самое касается и изображения - как отправитель, так и получатель сообщения смогут преобразовать исходное видео в мимику и движения аватара, а в некоторых случаях это будет требоваться и законодательно. Зная людей, могу предположить, что отказ от использования аватара будет считаться попросту непристойным.
Наиболее вероятным кажется вообще отказ от изображения спикера (как от бесполезной информации), и сопровождение устного изложения мнемоническими и ассоциативными образами и динамической инфографикой. Интересной задачей выглядит голосовая реализация гипертекста - возможность контекстного поиска по отрывкам сообщения, переходы по ссылкам на связанные видео и аудиозаписи, динамическая подстройка сообщения под окружающий контекст.



Преобладание, а затем и абсолютное доминирование аудио/видео-коммуникаций перевернет культурную жизнь человечества, и позволит ему выйти из того тупика, в которое его завел текст.

Текст попросту исчерпал свои возможности быть носителем культурного кода глобальной человеческой цивилизации.

Вполне возможно, что отказ от него отчасти возродит элементы античной культуры - риторики, декламации, мистерий, перформанса - на новом уровне. Может быть, в массовую культурную жизнь вернется танец и пение. Но скорее всего, будут рождены новые художественные и коммуникационные формы, как интересные, так и отвратительные.

Отказ от текста высвободит гигантские усилия, ныне направленные на обучение грамоте или не ее усвоение. Во всем мире произойдет гигантский скачок производительных сил, сместятся тысячелетние стандарты совершеннолетия и ответственности, сформируется традиция раннего вовлечения детей в трудовую и социальную жизнь. Мир станет более юным.

Где будет место грамотных людей в этом мире?

Я абсолютно уверен, что элита сохранит грамотность, как она сохранила до наших дней классическое образование, основанное на изучении античных произведений. Элита всегда консервативнее подконтрольных масс, и усваивает новое только после многовековой проверки и "опытах на кошках".
Таким образом, как и в 18 веке, грамотность будет явным признаком принадлежности к элите. Очевидно, что грамотность будет необходима для занятий наукой и юриспруденцией. Юристам грамотность будет необходима хотя бы для того, чтобы сохранить преемственность прецедентного права и законов, принятых в текстовую эпоху.
Что касается ученых, то, помимо обычного текста, от них требуется владение специфическими текстами - языком математических или химических формул, специализированным языком математических понятий и научной терминологии. Все это делает отказ от текста в научных работах невозможным.



Элита всегда имеет собственные институты воспитания и обучения. Но как организовать обучение чтению и письму для подготовки ученых и юристов в абсолютно неграмотном мире, почти полностью лишенном текстового контента?

Скорее всего, специалистам, работа которых требует грамотности, придется сформировать замкнутые сословные сообщества, чья культура почти не будет пересекаться с массовой. А может быть, будет реализована типичная современная "школа двух коридоров", где одаренных детей будут постепенно переводить на более элитные ступени образования - хотя бы для формирования прослойки интеллектуальной и управленческой обслуги для элиты.

В целом, эпоха после смерти текста, кажется, будет иметь некоторые черты сословного общества 18 века, но, возможно, это типичная ошибка прогноза - людям всегда кажется, что возможно только повторение старого, потому что новое они просто не в состоянии вообразить.

Мир без текста будет ярче, свободнее и динамичнее настолько же, насколько насколько живой разговор ярче, свободнее и динамичнее переписки.





О чтении.
Столкновении с чужим мифом.
Заразные ошибки.
Мир как текст?
Кости богов.
Декларация интересов.
"Книга будущего".
«Настоящая» литература.
Стихи и книги.



Картинка кликабельна



Tags: Мнение, Человеческий мир, Язык
Subscribe

  • Чем вреден недосып

    Представьте, что все ваши приобретения (покупки, подарки, находки), до того, как стать вам доступны для пользования, помещаются в ваше личное…

  • Невидимая суть

    Когда-то, давным-давно писатель Юрий Коринец написал детскую фантастическую повесть "Заблудившийся робот". В этой повести на землю попадает некий…

  • Я научу тебя убивать драконов

    Давным-давно в небольшой деревушке жил мальчик. Однажды в деревню зашел старец, который сказал ему: -Пойдем со мной, и я научу тебя убивать…

promo evan_gcrm march 28, 2018 19:35 141
Buy for 30 tokens
Основополагающим элементом, основным двигателем всей жизни, является репликатор. Скопированная информация - это и есть «репликатор». На Земле первый репликатор довольно бесспорный - это гены, или информация, закодированная в молекулах ДНК. Точнее это первый репликатор, о котором мы знаем.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 20 comments

  • Чем вреден недосып

    Представьте, что все ваши приобретения (покупки, подарки, находки), до того, как стать вам доступны для пользования, помещаются в ваше личное…

  • Невидимая суть

    Когда-то, давным-давно писатель Юрий Коринец написал детскую фантастическую повесть "Заблудившийся робот". В этой повести на землю попадает некий…

  • Я научу тебя убивать драконов

    Давным-давно в небольшой деревушке жил мальчик. Однажды в деревню зашел старец, который сказал ему: -Пойдем со мной, и я научу тебя убивать…