
Одна из самых удивительных философских мыслей, родившихся в Европе на заре второго тысячелетия нашей эры, - это доказательство существования Бога, до которого додумался философ и богослов Ансельм Кентерберийский.
Доказательство ясное и понятное (по крайней мере, на первый взгляд):
- Любой человек - и верующий, и атеист - понимает, что Бог - это нечто такое, больше чего нельзя помыслить, - примерно так Ансельм начинал разговор со своими маловерными соотечественниками. - Бог - это некий ПРЕДЕЛ мышления.
Согласны?
Согласны.
Теперь смотрите, что получается. Когда атеист говорит "Бога нет", он имеет в виду, что нет Бога, которого он воображает, то есть того Бога, который живет у него в голове. Но Бог, который живёт у него в голове, - это НЕ предел.
Предел - это Бог СУЩЕСТВУЮЩИЙ, о котором можно думать не только как о "виртуальном" объекте, но и как об объекте реальном.
Соответственно, когда атеист думает, что отрицает то, больше чего нельзя помыслить, на самом деле он отрицает НЕ это. Потому что Бог, больше которого реально ничего нельзя помыслить, - это Бог, существующий и в разуме, и в реальности. Получается, что атеист впадает в противоречие, т.е. он неправ.
А раз так, то верна противоположная точка зрения: Бог есть.
Согласитесь, звучит весьма наивно, но это ОЧЕНЬ обманчивое впечатление.
Современные историки философии называют доказательство Ансельма "первой великой философской мыслью после тысячи лет затишья, наступившего после заката античной философии".
СТОРОННИКИ ансельмовского доказательства пытались объяснить его людям максимально просто, на пальцах.
Например, вот как это делал Декарт:
- Представьте себе лучшее во Вселенной яблоко, - обращался он к своим слушателям. - Идеально сладкое, идеально красивое, идеально гладкое, идеально сочное, идеально хрустящее. В общем, миллион свойств и все - идеальные.
Представили?
Хорошо.
Но вам не кажется, что для того, чтобы быть лучшим во Вселенной, этому яблоку чего-то не хватает?
Собеседники задумывались, а Декарт протягивал им зелёное неспелое яблоко и спрашивал:
- Почему ваше лучшее во Вселенной яблоко не выдерживает конкуренции с этой кислятиной?
И тут люди понимали, что к чему, и давали верный ответ:
- Потому что лучшее во Вселенной не может быть лучшим, если оно НЕ СУЩЕСТВУЕТ. То есть лучшее во Вселенной яблоко идеально сладкое, идеально красивое, идеально гладкое, идеально сочное, идеально хрустящее и... неизбежно СУЩЕСТВУЮЩЕЕ. Иначе какое же оно лучшее, если существует только у нас в голове?
- Всё так, - торжественно поднимал палец вверх Декарт. - Бог (в отличие от яблока и любого другого объекта) по определению является средоточием абсолютно всех достоинств и совершенств. А существование - несомненно, одно из них. Значит, он существует.
Декартовское ЛАЙТОВОЕ доказательство сегодня никого не впечатляет (потому что сейчас такие цены, налоги, экология и т.д., что лучше - существовать или нет), а вот вокруг ансельмовского до сих пор ведутся дискуссии на самом высоком философско-логическом уровне.
В частности, рассуждения Ансельма пытаются привести к сухому МАТЕМАТИЧЕСКОМУ виду; вот яркий пример:
1. Для любого умопостижимого существа х существует мир w, такой, что х существует в w.
2. Для любого умопостижимого существа х и для любых миров w и v, если х существует в w, но не существует в v, тогда величие х в w превосходит величие х в v.
3. Существует умопостижимое существо х, такое, что нет таких миров v и w и существа у, для которых бы величие у в w превосходило бы величие х в v.
4. (Следовательно) есть существо х, существующее в реальном мире, такое, что нет такого мира w и существа у, для которых бы величие у в w превосходило бы величие х в реальном мире (следует из 1-3). Проще говоря, Бог есть.
Что, гораздо менее известно, так это вклад Гёделя в разработку своего собственного варианта онтологического доказательства бытия Бога. В последний период жизни, используя аппарат модальной логики, он реконструирует и модифицирует знаменитый онтологический аргумент Ансельма Кентерберийского.
Без сомнения основание для своего доказательства онтологического аргумента Гёдель находит не у Ансельма или Декарта, а прежде всего в философии Лейбница.
• Во-первых, Лейбниц считает, что онтологическое доказательство Декарта не является полным. Ему, по мнению Лейбница, удалось доказать только условное суждение, что если существование Бога возможно, то Бог на самом деле и действительно необходимо существует. Но это без доказательства уже предполагает, что существование Бога возможно и поэтому не может быть полным.
• Во-вторых, по Лейбницу онтологическое доказательство может быть завершено, только в случае доказательства возможность существования Бога. Для достижения
этой цели Лейбниц постулирует концепцию Бога как Ens perfectissimum, существа, все атрибуты которого обладают совершенством. Это совершенство отождествляются им с простыми, чисто положительными качествами, которые не могут быть ничем ограничены, и поэтому не возможно низшая степень любого качества. Далее Лейбниц утверждает, что все чисто положительные качества могут и должны быть согласованы друг с другом, так что никакого противоречия из концепции Ens perfectissimum не может возникнуть, и поэтому такое существо должно быть возможно.
Гёдель: онтологическое доказательство бытия Бога.

Само доказательство состоит из 3-х определений — Бога, как совокупности всех положительных свойств, сущности и необходимого существования, 5 аксиом, и построено в системе модальной логики S5 второго порядка.
Суть его состоит в том, что поскольку Бог по определению должен обладать всеми позитивными свойствами, а необходимое существование является свойством позитивным, то из сущности божественности следует необходимое существование индивида обладающего этими свойствами, причем во всех возможных мирах по определению необходимого существования.
Доказательство бытия Бога более детально.
P.S.
Р. Суинберн "Существование Бога" с Алексеем Арестовичем (Ч1/4)
Р. Суинберн "Существование Бога" с Алексеем Арестовичем (Ч2/4)
Journal information