evan_gcrm (evan_gcrm) wrote,
evan_gcrm
evan_gcrm

Categories:

Новый язык

Оригинал взят у mi3ch

Картина Сая Твомбли «Ахиллес, оплакивающий смерть Патрокла». 1962 год.

Попробую объяснить, чем лично меня восхищает картина Сая Твомбли «Ахиллес, оплакивающий смерть Патрокла».
Конечно, вы можете со мной не согласиться и считать ее бездарными каракулями, но сначала выслушайте меня.



Вирц Антуан-Жозеф «Борьба за тело Патрокла». 1844 год.

Несколько слов о героях.
Патрокл был практически братом Ахилла. Они росли вместе с самого детства, их вместе воспитывал кентавр Хирон, они вместе сражались в боях. Для Ахилла Патрокл привел к стенам Трои десять кораблей. Когда троянцы устроили вылазку и начали сжигать греческие корабли, греков спас именно Патрокл. Он надел доспехи Ахилла, повел воинов в бой и отогнал троянцев. Трижды бросался на троянцев Патрокл, три раза сражал он копьем по девять героев.

Но победил Патрокла не троянец, а сам Аполлон, сражавшийся за троянцев. Он встал за спиной Патрокла и ударил его в спину, а потом еще и расстегнул ему доспехи. Безоружного Патрокла ранил сначала Евфорб (тоже в спину, копьем), а потом добил Гектор и забрал его доспехи. Греки отчаянно сражались и отбили тело Патрокла.


Николай Ге «Ахиллес оплакивает Патрокла». 1855 год.

Вот как Гомер описывает похороны Патрокла:

…и все зарыдали дружины.
Трижды вкруг тела они долгогривых коней обогнали
С воплем плачевным: Фетида их чувства на плач возбуждала.

Вкруг орошался песок, орошались слезами доспехи
Каждого воина; так был оплакиван вождь их могучий.
Царь Ахиллес между ними рыдание горькое начал,
Грозные руки на грудь положив бездыханного друга:
"Радуйся, храбрый Патрокл! и в Аидовом радуйся доме!

Все для тебя совершаю я, что совершить обрекался:
Гектор сюда привлечен и повергнется псам на терзанье;
Окрест костра твоего обезглавлю двенадцать славнейших
Юных троянских сынов, за смерть твою отомщая!"



Доу Джордж «Ахиллес оплакивает смерть Патрокла». 1803 год.

Как художник может передать на картине горе от потери лучшего друга?

Арсенал невелик: заламывание рук, закрытие глаз рукой, гримаса страдания, безвольно обмякшее тело плакальщицы. Заметьте, что вы понимаете, что это скорбь только потому, что так принято выражать горе. Если бы в нашей традиции было принято для выражения горя ходить колесом вокруг покойника, вы бы вообще не поняли, что происходит на этой картине.

Твомбли пытается расширить наш язык.
Это сложная и не всем понятная попытка. Зачем он выпендривается и пытается придумать что-то свое?
Ходил бы как все по камушкам.

Но задача настоящего мастера – искать новые пути, а не повторять старые ходы. Бродский в «Нобелевской лекции» говорит:

«Искусство вообще и литература в частности тем и замечательно, тем и отличается от жизни, что всегда бежит повторения. В обыденной жизни вы можете рассказать один и тот же анекдот трижды и трижды, вызвав смех, оказаться душою общества. В искусстве подобная форма поведения именуется "клише". Искусство есть орудие безоткатное, и развитие его определяется не индивидуальностью художника, но динамикой и логикой самого материала, предыдущей историей средств, требующих найти (или подсказывающих) всякий раз качественно новое эстетическое решение».


Уильям Тёрнер «Дождь, пар и скорость». 1844 год.

И в живописи все так же.

По большому счету картина - или плагиат или революция.
Когда великий Тернер ушел от реализма и начал рисовать так, как никто до него не рисовал, публика решила, что художник сошел с ума. А он пытался найти новый язык.

Вернемся к Твомбли.
Я попытаюсь объяснить, что я вижу и чувствую. Вы можете со мной не согласиться или предложить собственную трактовку.
Этим искусство и прекрасно.



Ахилл слева, а Патрокл справа. Ахилла переполняют чувства – боль, отчаяние, злость, желание отомстить. Он касается рукой Патрокла и пытается удержать его душу, которая уже отлетает. Патрокл уже другого цвета, он совсем бледный. Смерть друга пробила дыру и в Ахилле – он кровоточит.
Внизу под ними тень – она дальше от Патрокла, душа которого поднимается вверх, но и Ахилл не стоит на земле. Он знает, что отомстит за друга и убьет Гектора, но и сам погибнет – такова воля богов.
Все это происходит на фоне троянской стены.

Не знаю, удалось ли мне передать то, что я чувствую, но я хотя бы попытался. Обычной классической живописью не получится передать и десятую часть этих эмоций.
Тем и велик для меня Твомбли – он ищет новый язык.

Мир полон магических вещей, терпеливо ждущих, когда наши чувства станут острее.
/Уильям Батлер Йейтс/





Tags: Интересное, Культура, Язык
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Бимодальная концепция агрессии

    В своей монографии Richard Wrangham «The Goodness Paradox: The Strange Relationship Between Virtue and Violence in Human Evolution» высказывает…

  • Так исчезают великие цивилизации

    Эволюция средств коммуникации между особями одного вида прошла путь от химических сигналов через движения — позы — жесты к мимике, и через звуки —…

  • Моральное познание

    Согласно теории воплощенного познания человеческое восприятие неотделимо от тела и происходящих в нем физиологических процессов — и последние…

promo evan_gcrm march 28, 2018 19:35 141
Buy for 30 tokens
Основополагающим элементом, основным двигателем всей жизни, является репликатор. Скопированная информация - это и есть «репликатор». На Земле первый репликатор довольно бесспорный - это гены, или информация, закодированная в молекулах ДНК. Точнее это первый репликатор, о котором мы знаем.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments