
Наши знания формируются в результате множественных сенсорно-моторных взаимодействий с окружающей средой. Овладение языком - часть индивидуального развития, можно рассматривать как обучение достижению целей посредством вербального и невербального общения с другими людьми. Если это так, все знания можно рассматривать как набор внутренних моделей индивидуальных взаимодействий с окружающей средой.
Когда человек взаимодействует со средой, модели таких взаимодействий накапливаются в структуре индивидуального опыта, так что в процессе развития структура опыта становится более сложной и дифференцированной.
Многочисленные эксперименты по регистрации нейронной активности у животных и людей, показывают, что обучение требует специализации распределенных сетей нейронов. Такие сети нейронов наряду с другими морфологическими элементами, составляющими остальную часть тела, составляют функциональные системы.
Их деятельность лежит в основе поведенческих актов, направленных на достижение адаптивных результатов.
Формирование новых функциональных систем в процессе развития приводит к усложнению и дифференциации отношений организма с окружающей средой. Онтогенетическое развитие может рассматриваться как процесс увеличения дифференциации наряду с количеством изученных форм поведения.
Исследования показывают, что в эмбриогенезе у млекопитающих чувствительность кожи и вероятно, вкус и обоняние начинают развиваться раньше, чем слух и зрение.
Основываясь на этих данных, мы выдвинули гипотезу: что рано сформированный опыт, преимущественно связанный с кожными ощущениями, обонянием и вкусом, менее дифференцирован, чем опыт сформированный позднее, опыт преимущественно связанный со слухом и зрением.
Дети приобретают хорошо развитый словарный запас, чтобы сообщать об ощущениях, полученных с помощью зрения и слуха. Однако словарный запас, сообщающий о проксимальных ощущениях (обоняние, вкус, осязание), неадекватен. Визуальная семиосфера, вероятно, наиболее тщательно разработана большинством человеческих языков, тогда как обонятельная семиосфера является наименее вербализированной из всех сенсорных модальностей.
В английском, японском и зулуском языках было обнаружено, что три четверти слов, описывающих ощущения, относятся к зрению и слуху, и только незначительная часть оставшихся слов досталась всем другим чувствам.

Существительные описывают конкретные объекты и всегда предлагают относительно мультимодальное моделирование.
Прилагательные не описывают целый объект, а только его свойства. Прилагательные описывают различные свойства объекта, как они воспринимаются разными чувствами. Прилагательные, описывающие ощущения, относятся к валентности эмоций.
Данные показывают, что грамматическая категория существительного установлена раньше, чем другие грамматические категории и что приобретение других грамматических категорий, включая прилагательные, в решающей степени зависит от предшествующего наличия существительных.
Таким образом, можно предположить, что процессы дифференциации индивидуального опыта наиболее полно отражаются в характеристиках прилагательных.

Другой способ оценки дифференциации опыта, связанного с чувствами, заключается в скорости умственной реактивации опыта с использованием слов.
Чем более дифференцирован опыт, тем более функциональные системы реактивируются, что требует больше времени.
Принимая во внимание, что опыт, относящийся к рано развитым чувствам, менее дифференцирован, чем опыт, относящийся к более поздним развитым чувствам, первые должны быть мысленно активированы быстрее, чем вторые.

Дифференциация опыта, связанного с чувствами, может проявляться через субъективную оценку этого опыта.
Интенсивные эмоции характеризуют реактивацию низкодифференцированных функциональных систем, сформированных на ранних стадиях индивидуального развития. Поэтому в этой работе мы связываем эмоции с самыми древними, низкодифференцированными уровнями организации поведения.
Эмоциональная коннотация слов может влиять как на обработку этих слов, так и на повторное воспроизведение движений, связанных с ними.

Чем выше доля «старых» функциональных систем (чья деятельность лежит в основе опыта, т.е. систем сформированных на ранних этапах онтогенеза), тем более выраженной является эмоциональная характеристика опыта (интенсивность эмоций, испытываемых субъектом) и тем меньше выражена сознательность, характерная для опыта.

Таким образом, мы приходим к выводу, что в ходе психической реактивации опыта, преимущественно связанного с обонянием, вкусом или чувствительностью кожи, в структуре индивидуального опыта, становится активным большее количество ранних, слабодифференцированных функциональных систем и эмоциональный окрас выглядит интенсивней, чем в ходе умственной реактивации опыта, преимущественно связанного со зрением, слухом или осязанием.

- Стрелки представляют теоретически ожидаемые отношения между различными характеристиками умственной реактивации чувственного опыта и характеристиками слов, относящихся к опыту и используемыми для его умственной реактивации.
- Стрелки указывают на увеличение характеристик.
- Линии, соединяющие стрелки, указывают на отношения, выявленные в этом исследовании.
- Непрерывные линии, соединяющие стрелки, указывают отношения, которые согласуются с нашими теоретическими предсказаниями, то есть однонаправленные стрелки указывают положительную корреляцию между характеристиками, а стрелки, идущие в противоположном направлении, показывают отрицательную корреляцию.
- Пунктирные линии, соединяющие стрелки, показывают отношения, которые не соответствуют нашим теоретическим предсказаниям, то есть отношения, которые не соответствуют направлению изображенных стрелок.
Высокая степень дифференциации психически реактивированного опыта соответствует уменьшению интенсивности и приятности эмоций, а также необходимости более продолжительного времени для вынесения суждения, уменьшению восприимчивости и частоты и длины прилагательных, используемых для психической реактивация этого опыта.
Снижаются только характеристики сопротивляемости кожи, поскольку они связаны с приятностью эмоций и не соответствуют теоретическим предсказаниям.
Результаты этого исследования соответствуют теоретическому предположению, что последовательность онтогенетического формирования опыта, преимущественно связанного с различными чувствами, является индикатором различий в степени дифференциации этого опыта.
Опыт, который в основном связан с обонянием, вкусом или чувствительностью кожи, низкодифференцирован, тогда как опыт, который преимущественно связан со зрением, слухом или осязанием, сильно дифференцирован.
/Источник №1//Источник №2/
Journal information