
Тремя наиболее разрушительными психовирусами являются религиозный фанатизм, экологический активизм и патриотизм.
Вот тут френд, на примере сериала "Игра престолов", удачно импровизирует на тему концепции В.А. Лефевра о двух фундаментальных этических системах (имеющих самое прямое отношение к трём вышеперечисленным психовирусам):
Этика может быть позитивной и негативной.
• Позитивная этика что-то предписывает. Построить дом, посадить дерево, вырастить сына. При этом к запретам там отношение не строгое. Ради хорошего дела – можно разрушить чужой дом и срубить чужое дерево, можно и с чужим сыном не особо церемониться.
Такие системы характерны для традиционных обществ.
Оценка формулируется в позитивных характеристиках. Например, требование «быть храбрым воином», а не «избегать быть трусом». И дело здесь не только в формулировках. «Не врать» - более конкретная и жесткая штука, чем «стоять за правду». Обычно всегда понятно, соврал или нет. А правда понятие широкое…
Хорошесть человека тут – обычно производное от его хороших целей.
• Негативная этика дает послабление в плане целей. Хотеть можно чего угодно. Например, много денег. Или славы. Или секса.
Хороший ты человек или не очень, отсюда не очень ясно. Твоя этика – это твои ограничения, а не твои цели. Не убий, не укради, не прелюбодействуй – вот эта этика. Это подход современных либеральных обществ.
В чем фишка?
Если у тебя прекрасные цели, но вовсе нет ограничений по средствам, ты быстро начнешь творить безнравственную фигню. Потому что так – быстрее и проще. Большинство революционеров и сектантов как раз про это. Средства быстро переделывают все под себя, и вот на месте ячейки идеалистов мафиозная группа.
Но вот, положим, крайне эгоистичная цель – надо много денег. И есть жесткие запреты: на насилие, обман и т.д.
Тогда единственное, что тебе остается – сделать так, чтобы люди добровольно отдали тебе много денег. При этом вводить в заблуждение их нельзя (да, финансовая пирамида не катит, и курсы "астрологии" - тоже).
Придется создать услугу, которую оценит много людей.
Ты получишь свой миллион или миллиард – если создашь некоей полезности на эту сумму.
Иначе никак.
Пусть тебе плевать на людей, но этика запретов создает пользу.
В деталях сильно бы поспорил, и с Лефевром, и с metasilaev, но в главном сказано верно, и применительно к вопросу психовирусах - предельно точно.
Отмечу только, что позитивная этика более свойственна гиперцентрализованным тоталитарным системам, а негативная - либерально-рыночным. А если брать более широкую перспективу, т.е. и исторический масштаб пошире, и управленческий масштаб поглубже (до уровня низовых подразделений государства и мелких фирм), то негативная этика более свойственна научно-производственным, в особенности, инновационным управленческим звеньям, а позитивная - всяческим силовикам.
Позитивная этика консервативна.
Идеал задан раз и навсегда, к нему следует стремиться, охранять его от покушений. Любые инновации, как минимум, подозрительны. Любые реформы - предательство. Но это как раз полбеды.
Беда совсем в другом.
Адепт "позитивной" этической модели мыслит категориями больших масштабов. А чего мелочиться, всё ведь ясно и просто? Поскольку идеал предзадан априори, "думать не надо, трясти надо". Главное - мобилизовать побольше ресурсов и бросить их все на решающем направлении. И - кто не за нас, тот против нас. Средства-то не важны, важны лишь идеалы!
И тут один шаг до настоящего психовируса. Для этого остаётся только прочно зафиксировать внимание на сверхзадаче достаточно большой, чтобы все здравые рассуждения обессмыслились, а мышление полностью перешло в глобальные категории, т.е. в "фон", на языке гештальтпсихологии.
Вот, чем более профессионально мышление, тем компетентней профессионал в своём предмете - "фигуре", а "фон" всегда расплывчатый, бесформенный, небрежный. "Фон" изобилует догадками, метафорами, какими-то логическими "заплатками" (условными допущениями, относительно разумными, при условии, что они относятся к объектам за пределами непосредственно принимаемых решений).
Как только человек отождествляет себя с глобальными объектами, "агентом" которых себя воображает, его мышление теряет структуру. Он начинает принимать множество информационных решений за пределами сферы своей интеллектуальной компетенции.
Т.е. широко использует в качестве исходных посылок рассуждений элементы "фона".
Но поскольку религия, экология или патриотизм - идеологии, понимая под этим понятием концепции, объединяющие множество людей, каковым эти концепции предписывают держаться вместе, то их адепты тяготеют к превращению в секты, в которых внешние коммуникации максимально обрубаются, и почти все коммуникации происходят только среди "своих". Что отшибает последние сдерживающие конструкции морали и разума.
Психовирусы борьбы за интересы глобальных объектов, сложность которых достаточно велика, чтобы невозможно было в них толком разобраться (и любая платформа выглядела бы достаточно правдоподобно в качестве репрезентирующей глобальный объект), а ценность которых достаточно велика, чтобы принести объекту в качестве жертвоприношения всё, до чего дотянуться ручонки, включая конкретных живых людей, конкретные материальные ценности, являются главной разрушительной силой сегодняшнего дня.
/Источник/
Journal information