
Два английских философа, живших в XVII веке, предложили два разных варианта теории общественного договора. Каждый из них со своей позиции объяснил причину возникновения государства и его цель.
Оба подхода легли в основу различных политических концепций.
✔️ Первая позиция изложена Томасом Гоббсом ( 1588-1649) в книге "Левиафан".
Философ исходил из еще сформулированного римлянами представления о том, что "человек человеку волк", то есть изначально между людьми существует жесткое соперничество. Оно проистекает из того факта, что люди - эгоисты по своей природе. Каждый думает прежде всего о собственном благе. В результате изначальное состояние человечества Гоббс называет войной всех против всех.
Когда человек свободен вести себя как ему заблагорассудится, подобная грызня естественна. Поэтому, если люди хотят привести свои отношения к какому-то порядку, они должны ограничить свою свободу.
Будучи не только оголтелыми эгоистами, но и все-таки разумными существами, люди решили внести какие-то ограничительные рамки для своего совместного существования. Так появились общественные нормы, в том числе законы. Эгоизм стал разумным. Люди договорились друг с другом об ограничении свободы.
Так, в результате общественного договора, родилось государство.
Люди передают ему свои полномочия и доверяют руководство над собой. Государство должно иметь неограниченную власть, иначе опять возникнет первобытная вольница.
✔️ Другую позицию выразил Джон Локк (1632-1704) в труде «Два трактата о государственном правлении».
Согласно ему, по своей природе люди - не озверелые эгоисты, как их представил Гоббс, а вполне разумные и добрые существа, естественным стремлением которых является порядок. Быть свободным не означает быть эгоистом, а наоборот - это признание свободы для всех, уважение к свободе каждого.
Чтобы обеспечить нормальную жизнь общества, люди пришли к общественному договору, согласно которому часть своей свободы они отдают полномочным лицам, государству, чтобы они организовали жизнь общества наилучшим образом.
То есть цель государства - не давить свободу людей, не держать всех в ежовых рукавицах и править безраздельно, а наоборот - способствовать тому, чтобы свободы не были ущемлены, чтобы люди могли реализовать свои права. Главное - чтобы законы работали на благо общества, и государство должно за этим следить.
• Если Гоббс выступал за абсолютную власть, не зависящую от воли граждан.
• То Локк считал, что если власть плохо выполняет свою работу по обеспечению нормальной жизни общества, она должна быть заменена гражданами на другую. Притом мирным путем, через выборы. Концепция Локка легла в основу Конституций всех современных демократических государств.
/Источник/
Journal information