evan_gcrm (evan_gcrm) wrote,
evan_gcrm
evan_gcrm

Category:

Теория общественного договора



Два английских философа, живших в XVII веке, предложили два разных варианта теории общественного договора. Каждый из них со своей позиции объяснил причину возникновения государства и его цель.
Оба подхода легли в основу различных политических концепций.


✔️ Первая позиция изложена Томасом Гоббсом ( 1588-1649) в книге "Левиафан".
Философ исходил из еще сформулированного римлянами представления о том, что "человек человеку волк", то есть изначально между людьми существует жесткое соперничество. Оно проистекает из того факта, что люди - эгоисты по своей природе. Каждый думает прежде всего о собственном благе. В результате изначальное состояние человечества Гоббс называет войной всех против всех.
Когда человек свободен вести себя как ему заблагорассудится, подобная грызня естественна. Поэтому, если люди хотят привести свои отношения к какому-то порядку, они должны ограничить свою свободу.


Будучи не только оголтелыми эгоистами, но и все-таки разумными существами, люди решили внести какие-то ограничительные рамки для своего совместного существования. Так появились общественные нормы, в том числе законы. Эгоизм стал разумным. Люди договорились друг с другом об ограничении свободы.
Так, в результате общественного договора, родилось государство.
Люди передают ему свои полномочия и доверяют руководство над собой. Государство должно иметь неограниченную власть, иначе опять возникнет первобытная вольница.


✔️ Другую позицию выразил Джон Локк (1632-1704) в труде «Два трактата о государственном правлении».
Согласно ему, по своей природе люди - не озверелые эгоисты, как их представил Гоббс, а вполне разумные и добрые существа, естественным стремлением которых является порядок. Быть свободным не означает быть эгоистом, а наоборот - это признание свободы для всех, уважение к свободе каждого.

Чтобы обеспечить нормальную жизнь общества, люди пришли к общественному договору, согласно которому часть своей свободы они отдают полномочным лицам, государству, чтобы они организовали жизнь общества наилучшим образом.
То есть цель государства - не давить свободу людей, не держать всех в ежовых рукавицах и править безраздельно, а наоборот - способствовать тому, чтобы свободы не были ущемлены, чтобы люди могли реализовать свои права. Главное - чтобы законы работали на благо общества, и государство должно за этим следить.


Если Гоббс выступал за абсолютную власть, не зависящую от воли граждан.
То Локк считал, что если власть плохо выполняет свою работу по обеспечению нормальной жизни общества, она должна быть заменена гражданами на другую. Притом мирным путем, через выборы. Концепция Локка легла в основу Конституций всех современных демократических государств.

/Источник/




Tags: Общество, Философия, Человеческий мир
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Free Energy Principle | Часть №2

    Принцип свободной энергии. Смена парадигмы рациональности для принятия решений. Преодоление неопределенности. Истоки сознания. Free…

  • Free Energy Principle | Часть №1

    Квант действия. Трудно быть Богом. Принцип наименьшего действия в неравновесных системах. Принцип наименьшего действия. «Когда в природе…

  • Индивидуальный стиль

    «Стиль же — это сам человек». /Жорж-Луи Леклерк де Бюффон/ Известно, что человек имеет двойственную природу – биологическую и социальную.…

promo evan_gcrm march 28, 2018 19:35 141
Buy for 30 tokens
Основополагающим элементом, основным двигателем всей жизни, является репликатор. Скопированная информация - это и есть «репликатор». На Земле первый репликатор довольно бесспорный - это гены, или информация, закодированная в молекулах ДНК. Точнее это первый репликатор, о котором мы знаем.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment