evan_gcrm (evan_gcrm) wrote,
evan_gcrm
evan_gcrm

Category:

Особенности социального бытия



Традиция публичного одобрения имеет разные формы.
Во многих регионах мира, принято поощрять артистов рукоплесканиями, характер которых меняется от беспорядочного, хаотического хлопанья ладонями до вполне синхронизированных действий, получивших название оваций.
Это означает довольно сложное коллективное поведение (бурные аплодисменты, переходящие в овацию), когда отдельный зритель начинает хлопать в собственном ритме, но затем присоединяется к общему ритму, в результате чего общий уровень звука меняется, напоминая шум морского прибоя на каменистом пляже.


При этом возникает интересный эффект, связанный с тем, что зрители хлопают то в унисон, то вразброд, т.е. синхронизация постоянно срывается в хаотическое состояние с интервалами примерно в одну минуту.
Этот сложный процесс происходит без целенаправленного руководства, без специальных сигналов, причем часто повторяется несколько раз в течение одной длительной овации. Он представляется совершенно естественным внутри небольшой группы зрителей, так как людям вообще свойственно как-то согласовывать свои действия, например, идущие по улице собеседники часто неосознанно начинают шагать в ногу, однако ясно, что синхронизация движений нескольких сотен людей требует более глубокого объяснения. Удивительно, что ритм оваций устанавливается довольно быстро, но еще более удивительно, что этот ритм не удерживается долго, хотя для его поддержания от зрителей требуется всего лишь продолжать хлопать в уже существующем режиме.

Что заставляет публику менять свое поведение от синхронизированного к хаотическому и обратно?

Возглавляемая Тамашем Вицеком и Альбертом-Ласло Барабаши группа исследователей задалась этим вопросом. Они тщательно замерили уровень шума во многих театрах и музыкальных залах во время длительных оваций, что позволило выявить неожиданную закономерность.
Обнаружилось, что синхронизированное хлопанье приводит к достижению более высокой интенсивности звука — высоким всплескам на кривой интенсивности, однако при этом уменьшается средний уровень производимого шума по сравнению с хаотическим поведением.

Снижение среднего уровня шума при овациях возникает не потому, что зрители хлопают менее энергично, а из-за того, что при синхронизированных движениях они хлопают реже.
При согласовании движений рук множества людей происходит снижение частоты хлопанья приблизительно в два раза. Это можно объяснить сложностью поддержания единого быстрого ритма, а любая попытка более энергичных зрителей увеличить частоту хлопанья приводит к нарушениям ритма, в результате чего аплодисменты вновь становятся беспорядочными.


Никто из зрителей осознанно не руководит процессом и не пытается его анализировать, так что изменения характера аплодисментов от синхронизированного к хаотическому происходят «случайно».

Исследователи предполагают, что именно разница в среднем уровне шума объясняет колебания между синхронизированными и хаотическими аплодисментами. Довольная концертом аудитория стремится создать максимальный шум, бессознательно улавливает уровень шума в зале и пытается усилить его за счет синхронизации движений. Кроме того, психологически людям просто приятно участвовать в коллективном действии. Но при этом уровень шума неожиданно снижается. Люди бессознательно пытаются компенсировать его снижение увеличением частоты хлопанья, что разрушает синхронизацию. Сбой ритма повышает средний уровень шума, вслед за чем приходит желание еще больше усилить его за счет синхронизации, цикл повторяется.

Такой тип движения обычно обозначается комбинацией push-pull — тяни-толкай. Возникающее при этом поведение системы отражает воздействие двух противоположных тенденций, что и соответствует неоднократно отмечавшимся особенностям нашего социального бытия.
Несмотря на кажущуюся простоту механизма, поведение системы предстает сложным и зачастую непредсказуемым, выходящим за рамки нашего непосредственного опыта и возможностей контроля и управления. Поэтому мы должны постоянно помнить, что наши поступки, независимо от мотивов и намерений, могут приводить к неожиданным последствиям, после того как мы присоединяемся к какой-то группе.

/Филип Болл | "Критическая масса. Как одни явления порождают другие"/




Tags: Общество
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Free Energy Principle | Часть №2

    Принцип свободной энергии. Смена парадигмы рациональности для принятия решений. Преодоление неопределенности. Истоки сознания. Free…

  • Free Energy Principle | Часть №1

    Квант действия. Трудно быть Богом. Принцип наименьшего действия в неравновесных системах. Принцип наименьшего действия. «Когда в природе…

  • Индивидуальный стиль

    «Стиль же — это сам человек». /Жорж-Луи Леклерк де Бюффон/ Известно, что человек имеет двойственную природу – биологическую и социальную.…

promo evan_gcrm march 28, 2018 19:35 141
Buy for 30 tokens
Основополагающим элементом, основным двигателем всей жизни, является репликатор. Скопированная информация - это и есть «репликатор». На Земле первый репликатор довольно бесспорный - это гены, или информация, закодированная в молекулах ДНК. Точнее это первый репликатор, о котором мы знаем.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments