evan_gcrm (evan_gcrm) wrote,
evan_gcrm
evan_gcrm

Categories:

«Миметическое» начало в культуре человека



Споры о том, в каких отношения находятся чувственная реальность (или действительность, природа) и создаваемый в диалоге с ней культурный мир человека, ведутся с античных времен. Философы, которых мы сегодня считаем родоначальниками атомистического реализма, эпикуреизма и натурализма, предлагали рассматривать понятную людям, видимую и воспроизводимую реальность как подражание природе, мимесис.
Музыка, которую исполняют люди, всегда есть оммаж «музыке сфер».


Обнаруживать «миметическое» начало в культуре человека – занятие весьма благодарное. Хотя бы потому, что со времен все той же античной философии обращение к «мимесису», несмотря на возможную разницу в переводах понятия, всегда предполагало рассуждение о чем-то первичном, предзаданном и существующем само по себе, и вторичном, воспроизводящем нечто ранее существовавшее.

Иными словами, речь шла об оригинале и копиях, различия между которыми могут явно присутствовать или, наоборот, стираться.

✔️ Так, французский философ Рене Жирар, работавший с концептом «сакрального», довольно много рассуждал о «миметической» природе желания.

Установка такая: мы всегда хотим только того, что хочет другой, как будто подражая ему в фантазмах. Объекты нашего желания всегда принадлежат многим – и именно так возникает конфликт интересов, порождающий взаимную агрессию. В результате подражание порождает эффект двойничества, утрату различий, которая, в свою очередь, провоцирует соперничество похожих и ненависть.

Как тут не вспомнить один из БАЗОВЫХ тезисов Жака Лакана - «желание является желанием Другого».

Но вернемся к метафоре Рене Жирара. По большому счету все желания мы выбираем из окружающей действительности, «отзеркаливая» интенции того или иного субъекта, выступающего в качестве своего рода ролевой модели (в терминах Жирара – «медиатора» желаний).
С помощью этой схемы можно объяснить любое «подражательство» в моде, публичном поведении, этикетных нормах:
Реклама, продающая уже несколько десятилетий не товар, а образ жизни (особенно – в формате product placement), торгует желанием быть похожим на вон того культурного героя, запечатленного в десятисекундном ролике.
Сериалы, запойный просмотр которых стал вполне нормативным явлением, торгуют как представлениями о должных культурных практиках и нарративах (посредством используемых репрезентаций), так – опосредованно – и воззрениями о том, на что можно тратить свободное время эстетически подкованному скучающему жителю мегаполиса.
А если приложить подход Жирара как лекало к цифровой повседневности, то станет очевидно: установка на нормы горизонтальной, своего рода peer-to-peer коммуникации лишь подстегивает мимесис желаний. Все эти Facebook-related conflicts – зависть к чужой жизни, представленной в чужих же аккаунтах – лишь еще один пример подражательной природы наших желаний.
В таком случае и борьба за оригинальность, на правовом и этическом уровне выраженная как война «за копирайт» – не более чем страдания тех, кто опознал глубокую и повсеместную неоригинальность человеческого бытия, но жаждет в его пределах обрести хоть какую-то устойчивость, хотя бы отблеск самости.

✔️ Другой философ, Йохан Хейзинга, предлагал видеть в качестве основания культуры игру, т.е. мимесис, помноженный на «агональность» (соревновательность).

Игра всегда свободна, т.е. к ней, при соблюдении определенных норм, легко присоединиться, несмотря на специально выделенное для ее реализации социальное и/или темпоральное пространство.
Например, судебное действо как игра то ли в справедливость, то ли в законность может призвать к себе всякого, но не всякий в любой момент времени находится в ситуации истца или ответчика на судебном разбирательстве (суд истории – не в счет).
Игра строится на наличии строгих правил (следовательно, этики, представлений о чести), а также потенциале состязательности сторон (а, значит, выражении воли к власти), возможности диалога или, по крайней мере, априорного уважения к противнику.
Да, там, где игра, там и читерство, трикстерство, но – как исключение, вызов для переопределения порядков. А строгие порядки важны, ведь игра – потусторонняя (хотя и местами образцовая) для обыденной жизни – ситуация, где не работает соблазнительный своей обыкновенностью здравый смысл.

Если культура рождается из игры, т.е. состязательной подражательности (словами Хейзинги – «культура играется»), то любой возникающий на этой почве конфликт предполагает производство своеобразных точек бифуракции.
Тот, кто выигрывает в состязании, идущем по правилам, может формировать новый общественный договор.
Тот, кто проиграет, может стать производителем андеграундных норм, критики, которая влияет на развитие системы. квинтэссенцией человека действующего.
Так, кстати, работают даже такие системы, которые функционируют с минимальным вниманием к идее общественного блага и коллективной ответственности за будущее. Скептицизм в отношении выбранного представления о благе, равно как и о воспроизводящем это благо пути его достижения, – отличный способ «учить» систему бороться с дестабилизацией представлений о нормальном и допустимом.

/Источник/




Tags: gamification, Культура, Философия
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Немного о любви

    Любовь – это активная заинтересованность в жизни и развитии своего партнера. To love a person means to be actively conserned in his life and…

  • КОНСТАНТЫ античной географии

    • Единственное территориальное социальное образование - племя на своей земле либо союз племен, охватывающий территорию не более чем на 4-9 дней…

  • Кто ты?

    Дом - это не где ты, Дом - это кто ты. /Источник/ Выбери три дома. Это мой дом. Дом - это ты сам. Архитектура на подкорке. Дом,…

promo evan_gcrm march 28, 2018 19:35 141
Buy for 30 tokens
Основополагающим элементом, основным двигателем всей жизни, является репликатор. Скопированная информация - это и есть «репликатор». На Земле первый репликатор довольно бесспорный - это гены, или информация, закодированная в молекулах ДНК. Точнее это первый репликатор, о котором мы знаем.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments